Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 05.06.2018, опубликован на сайте 22.06.2018 под номером 73657, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                        Дело № 33-2219/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       05 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 февраля 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Железнодорожного  района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Степина Николая Ефимовича лекарственными средствами «***» (***) 8 мкг № 30 в соответствии с рецептами от 10.11.2016г. серии 731619 № 4906, от 26.05.2017г. серии 731719 № 2375, от 06.07.2017г. серии 731719 № 3103, от 10.08.2017г. серии 731719 № 3644, от  04.09.2017г. серии 731719 № 4076, «***» (***) 2,5 мкг, 60 доз, 4 мл в соответствии с рецептом   от  10.11.2017г. серии 731719 № 5136, «***» 400мкг+12мкг, № 120 в соответствии с рецептами от 10.11.2016г. серии 731619 № 4903, от 10.11.2017г. серии 731719 № 5135, «***» 2,5 мг №30 в соответствии с рецептом от  10.11.2017г. серии 731719 № 5138, «***» 20 мг+50мкг\доза-200 доз в соответствии с рецептом от    10.11.2017г. серии  731719 № 5137.

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действуя в интересах Степина Н.Е., обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства к ответчику Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обязании ответчика бесплатно обеспечить Степина Н.Е.   лекарственными средствами «***» (***) 8 мкг № 30 в соответствии с рецептами от 10.11.2016, от 26.05.2017, от 06.07.2017, от 10.08.2017, от  04.09.2017, «***» (***) 2,5 мкг, 60 доз, 4 мл в соответствии с рецептом   от  10.11.2017, «***» 400мкг+12мкг, № 120 в соответствии с рецептами от 10.11.2016, от 10.11.2017, «***» 2,5 мг №30 в соответствии с рецептом от  10.11.2017, «***» 20 мг+50мкг/доза-200 доз в соответствии с рецептом от    10.11.2017, в обоснование указав следующее.

Прокуратурой проведена проверка по обращению Степина Н.Е., инвалида *** группы, по вопросу лекарственного обеспечения, в ходе которой выявлено, что право Степина Н.Е. на бесплатное   обеспечение лекарственным препаратом  ответчиком нарушено.

Степину Н.Е. лечащим врачом были выписаны рецепты на получение лекарственных препаратов  «***» (***) 8 мкг № 30 в соответствии с рецептами от 10.11.2016 серии 731619 №4906, от 26.05.2017 серии 731719 № 2375, от 06.07.2017 серии 731719 № 3103, от 10.08.2017 серии 731719 № 3644, от  04.09.2017 серии 731719 № 4076, «***» (***) 2,5 мкг, 60 доз, 4 мл в соответствии с рецептом   от  10.11.2017 серии 731719 № 5136, «***» 400мкг+12мкг, № 120 в соответствии с рецептами от 10.11.2016 серии 731619 № 4903, от 10.11.2017 серии 731719 № 5135, «***» 2,5 мг №30 в соответствии с рецептом от  10.11.2017 серии 731719 № 5138, «***» 20 мг+50мкг\доза-200 доз в соответствии с рецептом от    10.11.2017 серии  731719 № 5137.

Однако по указанным  рецептам Степин Н.Е.  лекарственными  препаратами не обеспечен. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», НУЗ «Отделенческая больница на ст. Ульяновск ОАО «РЖД».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты  «***», «***», «***», «***» согласно государственному контракту. 

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.      Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Считает, что необеспечение истца медицинскими изделиями, указанными в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, не может быть назначено по решению суда. 

Указывает на наличие срока годности рецептов, по истечению которых Министерство не вправе выдавать лекарственные препараты. 

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца необходимым лекарственным препаратом по причине завершения 2017 финансового года. Кроме того, медицинские показания Степина Н.Е. могут измениться.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «УльяновскФармация» просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Степин Н.Е., *** года рождения, является инвалидом *** группы, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета, ему назначено применение по льготным рецептам ряда лекарственных препаратов.

Истцу были выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты:

«***» (***) 8 мкг № 30 по рецептам от 26.05.2017 серии 731719 № 2375, от 06.07.2017 серии 731719 № 3103, от 10.08.2017 серии 731719 № 3644, от  04.09.2017 серии 731719 № 4076;

«***» (***) 2,5 мкг, 60 доз, 4 мл по рецепту   от  10.11.2017 серии 731719 № 5136;

«***» 400мкг+12мкг, № 120 по рецептам от 10.11.2016 серии 731619 № 4903, от 10.11.2017 серии 731719 № 5135;

«***» 2,5 мг №30 по рецепту от  10.11.2017 серии 731719 № 5138;

«***» 20 мг+50мкг\доза-200 доз по рецепту от    10.11.2017 серии  731719 № 5137.

Указанными лекарственными препаратами Степин Н.Е. не был обеспечен в связи с отсутствием в аптеке.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

На основании п.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.

В силу п.п.3 п.2.1.2 вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Степин Н.Е. на основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие медицинских изделий в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Доводы жалобы ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Степина Н.Е. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: