Судебный акт
Обоснованно осужден по пункту «а» части 3 статьи 158 УК РФ
Документ от 30.05.2018, опубликован на сайте 09.06.2018 под номером 73567, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 158 ч.3 п. а, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лукьянова О.В.                                                                Дело № 22-987/2018 г.

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ     ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск.                                                                                                     30 мая 2018 года.

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе председательствующего Максимова М.Н.,

судей Комиссаровой Л.Н. и Гобузова Д.С.,

с участием прокурора Чашленкова Д.С.,  

осужденного Хоробрых А.В. и его защитника-адвоката Ахметовой Э.Р.,

при секретаре Чеховой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Хоробрых А.В., на приговор Инзенского районного суда Ульяновской области от 10 апреля 2018 года, которым

 

ХОРОБРЫХ Андрей Вячеславович,

***  ранее судимый:

1) 02 июля 2010 года Инзенским районным судом Ульяновской области (с учетом изменений, внесенных в приговор постановлением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 14 июня 2011 года) по пункту «а» части 3 статьи 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 10 месяцев, с отбыванием наказания  в исправительной колонии строгого режима, освобожденный из мест лишения свободы 28 апреля 2012 года по отбытии срока наказания;

2) 07 ноября 2012 года Инзенским районным судом Ульяновской области (с учетом изменений, внесенных в приговор постановлением Семеновского районного суда Нижегородской области от 16 сентября 2016 года) по пункту «б» части 2 статьи 158, части 1 статьи 112 УК РФ, части 2 статьи 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 4 месяца, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;

3) 10 декабря 2012 года Инзенским районным судом Ульяновской области (с учетом изменений, внесенных в приговор постановлением Семеновского районного суда Нижегородской области от 16 сентября 2016 года)  по пункту «б» части 2 статьи 158 УК РФ, части 5 статьи 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 10 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;

4) 22 января 2013 года Инзенским районным судом Ульяновской области (с учетом изменений, внесенных в приговор постановлением Семеновского районного суда Нижегородской области от 16 сентября 2016 года)  по пункту «а» части 3 статьи 158, пунктам «а, в, г» части 2 статьи 161 УК РФ, частей 3 и 5 статьи 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года 10 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима; освобожденный из мест лишения свободы 06 сентября 2017 года по отбытии срока наказания,

 

осужден по пункту «а» части 3 статьи 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

 

Постановлено изменить Хоробрых А.В. меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда, с содержанием его до вступления приговора в законную силу в учреждении ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Ульяновской области.

 

Приговором решены вопросы:

- о взыскании с Хоробрых А.В. в доход федерального бюджета РФ процессуальных издержек в сумме 4620 рублей;

- о вещественных доказательствах.

 

Апелляционное представление, поданное на приговор государственным обвинителем, отозвано в соответствии с частью 3 статьи 3898 УПК РФ.

 

Заслушав доклад судьи Комиссаровой Л.Н., выступления участников процесса, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Хоробрых А.В. признан виновным в краже, то есть тайном хищении имущества В*** В.А., совершенной с незаконным проникновением в жилище потерпевшей.

 

Преступление им было совершено в р.п. Б*** ***, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

 

В апелляционной жалобе и дополнении к ней осужденный Хоробрых А.В. считает приговор незаконным, необоснованным и несправедливым. Свою вину в совершении преступления не признает и указывает, что первоначальные признательные показания дал под физическим и психологическим давлением со стороны оперативных сотрудников, в том числе и в присутствии понятых. Обращает внимание, что после освобождения из мест лишения свободы проживал в другом населённом пункте вместе с сожительницей и ее детьми и приезжал в р.п. Б*** только для того, чтобы отметиться, в связи с установлением в отношении него административного надзора. Указывает, что после освобождения пересмотрел свои взгляды на жизнь и все осознал. Просит учесть состояние здоровья матери и его самого. Отмечает, что ему было отказано в проверке показаний на полиграфе. Излагает свою версию событий, изложенную в судебном заседании суда первой инстанции. Просит отменить обвинительный приговор и передать уголовное дело на новое судебное разбирательство.  

 

В возражениях на апелляционное представление потерпевшая В*** В.А. не соглашается с доводами старшего помощника прокурора и просит строго не наказывать Хоробрых А.В. и не лишать его свободы.      

 

В судебном заседании:

- осужденный Хоробрых А.В., его защитник – адвокат Ахметова Э.Р. поддержали доводы жалобы;

- прокурор Чашленков Д.А. просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а приговор без изменения.

 

Проверив материалы дела, выслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции считает приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

 

Фактические обстоятельства по делу установлены правильно.

 

Несмотря на доводы осужденного Хоробрых А.В. о непричастности к совершению преступления, судебная коллегия полагает, что суд пришел к верному выводу о виновности осужденного в инкриминируемом преступлении. Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на   всесторонне, полно и объективно  исследованных в судебном заседании доказательствах,  получивших оценку суда в соответствии с требованиями статьи 88 УПК РФ и подробно приведенных в приговоре.

 

В основу выводов о виновности осужденного были положены показания потерпевшей, свидетелей, полученные в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ.

 

Так, потерпевшая В*** В.А. показала, что из её дома, расположенного в  р.п. Б***, ул. С***, д. ***, была совершена кража имущества. Она уехала из дома 06 июня 2017 года, при этом все в доме было в порядке, все вещи находились на местах. 23 ноября 2017 года из телефонного разговора с соседом Т*** она узнала, что на входной двери дома сорван замок. Приехав домой на следующий день она обнаружила, что замки на входных дверях в дом сорваны, а из дома похищены: музыкальный центр «S***», телевизор марки «S***» с пультом управления и цифровой спутниковый приемник «C***» с пультом управления. Она обратилась с заявлением в полицию. В ходе предварительного следствия ей вернули похищенный у неё цифровой спутниковый приемник с пультом управления. Она опознала приемник по внешнему виду, марке, а также по имеющейся на передней части приемника пленке, которую она специально не снимала, чтобы приемник не пылился. С Хоробрых А.В. она ранее знакома не была, в ее доме он никогда не был.

 

Из заявления В*** В.А., направленного в полицию, следует, что она просит привлечь к уголовной ответственности неизвестное лицо, которое проникло в  ее дом, расположенный по адресу: У***, р.п. Б***, ул.С***, д. ***, откуда совершило кражу принадлежащего ей имущества: музыкального центра «S***», телевизора «S***» и ресивера  «C***».        

 

Показания потерпевшей В*** В.А. полностью согласуются с иными представленными стороной обвинения доказательствами и подтверждаются ими.

 

Суд обоснованно сослался на показания свидетеля Д*** И.М., который пояснил, что в середине ноября 2017 он разговаривал со своим знакомым А*** А.А., находясь на пер. М. Г*** р.п. Б***. В ходе разговора он заметил, как к стоящей на автодороге фуре подошел Хоробрых А.В., держа в руках небольшой телевизор, который он впоследствии передал мужчине, находящемуся в фуре. Данному факту он никакого значения не придал. Что было дальше, он не видел, так как они с А*** А.А. разъехались.

 

Свидетель А*** А.А. дал показания, по основным моментам аналогичные показаниям свидетеля Д*** И.М.

 

Вопреки доводам осужденного судебная коллегия не усматривает существенных противоречий в показаниях свидетелей А*** А.А. и Д*** И.М.

 

Судом были тщательно проанализированы данные показания потерпевшей и свидетелей, сопоставлены с другими представленными сторонами доказательствами, в результате чего суд пришел к обоснованному выводу о соответствии изложенных в них обстоятельств реальной действительности. При этом судом, правильно было принято во внимание, что фактов, которые давали бы основания сомневаться в объективности показаний потерпевшей и свидетелей А*** А.А. и Д*** И.М., в их заинтересованности, в оговоре Хоробрых А.В. и его незаконном осуждении, не установлено. Таким образом, суд верно не нашел оснований отнестись критически к указанным выше показаниям и взял их за основу при постановлении приговора. Судебная коллегия с выводами суда согласна.

 

Кроме вышеуказанных показаний, судом в приговоре верно приведена и совокупность иных доказательств, позволивших сделать правильный вывод о виновности Хоробрых А.В. в совершении инкриминируемого ему преступления. 

 

В ходе осмотров места происшествия 24 и 27 ноября 2017 года - дома № *** по ул. ***, обнаружены повреждения запорных устройств на двух входных дверях. Изъяты два замка и ящик от тумбочки.

 

Согласно выводам трасологической экспертизы навесной замок, изъятый в ходе осмотра места происшествия, отперт путем вырывания дужки из короба, а замок с пробоем, изъятый при тех же обстоятельствах, заперт и был вырван вместе с пробоем из дверной коробки.

 

Из заключения дактилоскопической экспертизы следует, что на ящике от тумбочки, изъятом в ходе осмотра места происшествия обнаружен след пальца руки, оставленный безымянным пальцем правой руки Хоробрых А.В.

 

При проведении осмотра дома *** по пер. М. Г*** в р.п. Б*** *** Хоробрых А.В. добровольно выдал цифровой спутниковый приемник «С***» с пультом управления, пояснив, что данный приемник он похитил из дома № *** по ул. С*** в р.п. Б***.

 

Заключением товароведческой экспертизы установлена стоимость похищенного имущества: музыкального центра «S***», телевизора «S***» с пультом управления и цифрового спутникового приемника «С***» с пультом управления.

 

В силу части 2 статьи 77 УПК РФ признание обвиняемым своей вины в совершении преступления может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств.

 

Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе осужденного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что показания Хоробрых А.В., данные им при допросе в качестве подозреваемого, а также, изложенные в протоколе проверки показаний на месте, могут быть положены в основу обвинения, поскольку его виновность подтверждается достаточной совокупностью непротиворечивых, взаимодополняющих, допустимых и относимых доказательств, изложенных выше.

 

Так, будучи допрошенным в ходе предварительного следствия Хоробрых А.В. пояснял, что в период с 14 по 18 ноября 2017 года около 14 часов, он находился на ул.***, искал, как хотел заработать денег и купить спиртного, потому что был с похмелья. Проходя мимо дома ***, он увидел, что дверь дома заперта и решил проникнуть в данный дом с целью совершения кражи какого-либо имущества. Подойдя к данному дому, он взял кусок металлической трубы, которым стукнул по навесному замку, отчего дужка замка открылась. Пройдя в сени дома, он увидел, что в дом ведет дверь, на которой тоже был навесной замок, данный замок он сбил с двери тем же способом. Пройдя в дом, в зале он увидел этажерку, на которой находился маленький телевизор в корпусе серого цвета марки «S***», музыкальный центр «S***», и цифровую приставку с пультом управления, названия он ее не помнит. Данные вещи он вынес из дома потерпевшей. Телевизор и музыкальный центр спрятал дома, в сарае, а приемник на веранде. После этого, выйдя из дома, он увидел, что недалеко на улице, на обочине стоит фура. Водителю фуры он предложил купить у него телевизор, музыкальный центр и спутниковый приемник, пояснив, что вещи принадлежат ему. В результате чего он продал мужчине телевизор и музыкальный центр за 200 рублей, на которые он купил пиво, приемник мужчина у него не купил. Данный приемник он не нашел кому предложить, поэтому оставил его у себя на веранде.

 

Указанные показания осужденный Хоробрых А.В. подтвердил при проверке показаний на месте.

 

Вместе с тем в ходе судебного разбирательства Хоробрых А.В. изменил свои показания, пояснив, что не совершал кражу имущества В*** В.А.

 

В данной части судебная коллегия не может не согласиться с выводами суда первой инстанции о допустимости в качестве доказательств показаний, данных Хоробрых В.А. в статусе подозреваемого и при проверке показаний на месте. Указанные следственные действия проведены в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ, в присутствии защитника, проверка показаний на месте с участием понятых, то есть в условиях, исключающих оказание воздействия на Хоробрых В.А.

 

Доводы осужденного о самооговоре и даче им показаний под психологическим и физическим воздействием со стороны сотрудников полиции были предметом тщательной проверки суда первой инстанции и не нашли своего подтверждения. Указанная версия является способом защиты Хоробрых В.А., выбранным с целью избежания ответственности за содеянное, выводы суда об этом подробно мотивированы в приговоре. В данной части суд обоснованно сослался на показания свидетелей: Ж*** Д.В. и Р*** Т.В., присутствующих в качестве понятых в ходе проверки показаний Хоробрых В.А. на месте; следователя Ж*** А.В., сотрудников полиции ***

 

Вопреки утверждениям стороны защиты суд обоснованно дал критическую оценку показаниям свидетелей П*** Н.В., Х*** М.Ф. и Г*** М.Ф., являющихся родственниками и близкими людьми осужденному. Верно судом указано и на то, что показания данных свидетелей не согласуются между собой, содержат существенные противоречия. Так свидетель Ховрина М.Ф. показала о том, что 25 ноября 2017 года сотрудники полиции *** наносили побои Хоробрых А.В., в том числе и в присутствии П*** Н.В., а П*** Н.В. указала на то, что сама она не видела, как наносили удары ее сыну, а знает это со слов Х*** М.Ф. Свидетели П*** Н.В. и Х*** М.Ф. показали, что 25 ноября 2017 года в их доме были сотрудники полиции ***, а свидетель Г*** М.Ф. указал на то, что в доме были *** и еще один сотрудник полиции, фамилию которого он не помнит.

 

Показания свидетеля Ч*** Р.Р. не подтверждают и не опровергают факта совершения Хоробрых А.В. преступления, как не подтверждают и того обстоятельства, что Хоробрых А.В. сообщал ему о фактах оказания на него давления, в том числе и физического, со стороны сотрудников полиции.

 

Кроме того, судом исследовались заключения руководителей МО МВД России «Инзенский» Ульяновской области и УМВД России по Ульяновской области, а также постановление следователя Карсунского МСО СУ СК РФ по Ульяновской области, которым по итогам рассмотрения обращений Хоробрых А.В. и его матери П*** Н.В. о применении к осужденному противоправных действий со стороны сотрудников *** и *** отказано в возбуждении уголовного дела в отношении данных сотрудников полиции.

 

При исследовании медицинских документов, подтверждающих наличие у Хоробрых А.В. телесных повреждений, установлено, что осужденный находился на лечении в ГУЗ «Б***» в период с 02 по 06 декабря 2017 года, с его же слов  записано, что он 25 ноября 2017 года упал с крыльца и ударился головой и грудной клеткой.

 

В своих выводах суд верно указал, что Хоробрых А.В. при даче показаний в качестве подозреваемого, а также при проверке его показаний на месте и при выдаче из дома части похищенного имущества, рассказывал об обстоятельствах совершенного им преступления достаточно подробно и последовательно в присутствии понятых и защитника, никаких замечаний к протоколам следственных действий не сделал. А при даче показаний в судебном заседании, не смог объяснить, как отпечаток его пальца оказался на ящике от тумбочки, изъятом с места преступления, при одновременном указании на тот факт, что никогда не был в доме потерпевшей. При этом доводы осужденного о том, что отпечаток его пальца был подделан сотрудниками полиции, основан лишь на его предположениях и не подтверждается какими-либо доказательствами.

 

Версия осужденного о том, что цифровой спутниковый приемник, похищенный у В*** В.А., был подброшен в дом его матери сотрудниками полиции, также не нашла своего подтверждения при рассмотрении дела судом первой инстанции, не представлено доказательств этому и судебной коллегии.

 

Судом, вопреки доводам, изложенным в жалобе, приведен всесторонний анализ доказательств, на которых он основывал свои выводы, при этом получили оценку все доказательства, как уличающие, так и оправдывающие осужденного. В приговоре отражено отношение Хоробрых А.В. к предъявленному обвинению и дана оценка всем утверждениям осужденного и защитника.

 

Таким образом,  судебная коллегия считает, что основанная на законе оценка представленных сторонами доказательств позволила суду правильно установить фактические обстоятельства содеянного Хоробрых А.В. и дать им верную юридическую оценку по пункту «а» части 3 статьи 158 УК РФ.

 

При рассмотрении настоящего уголовного дела судом не допущено нарушений прав и законных интересов осужденного, поскольку из протокола судебного заседания следует, что судебное следствие по делу проведено в установленном законом порядке, с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон. Все ходатайства сторон, судом были разрешены в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством.

 

Наказание осуждённому Хоробрых А.В. назначено в соответствии с требованиями статей 6, 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, влияния назначаемого наказания на его исправление, данных о личности осужденного, которые были исследованы в судебном заседании с достаточной полнотой и объективностью. В полной мере судом учтены и все обстоятельства, смягчающие наказание. Обоснованно в качестве обстоятельств, отягчающих наказание, признаны рецидив преступления и совершение преступления в состоянии опьянения.   

 

С учетом всех обстоятельств по делу, суд обоснованно пришел к выводу о том, что исправление Хоробрых А.В. возможно  только  в  условиях  изоляции  от  общества, и  назначил ему наказание в  виде  реального лишения  свободы. При  этом суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений статей 73 и 64 УК РФ. Не имеется и оснований для изменения категории совершенного преступления на менее тяжкую в соответствии с частью 6 статьи 15 УК РФ. 

 

Нарушений требований уголовно-процессуального и уголовного законов при назначении  наказания судом не допущено, иных обстоятельств, которые влияли бы на назначение наказания и не были учтены судом первой инстанции, не установлено.

 

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену либо изменение приговора, не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 38913, 38920, 38928, 38933УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Инзенского районного суда Ульяновской области от 10 апреля 2018 года в отношении Хоробрых Андрея Вячеславовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу– без удовлетворения.

 

Председательствующий        

Судьи