Судебный акт
Отказ в иске о признании недействительными результатов межевания земельного участка
Документ от 22.05.2018, опубликован на сайте 07.06.2018 под номером 73489, 2-я гражданская, О признании недействительными акта согласования местоположения границ земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Шапарева И.А.                                                                          Дело № 33-1934/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                 22 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Гурьяновой О.В. и Парфеновой И.А.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Селютиной Натальи Александровны на решение Ульяновского районного суда  Ульяновской области от 12 января 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Селютиной Натальи Александровны к   Можаеву Андрею Петровичу, филиалу ФГБУ ФКП Росреестра по Ульяновской   области, агентству государственного имущества и земельных отношений   Ульяновской области о признании недействительными результатов межевания   земельного участка и договора купли-продажи земельного участка с кадастровым  номером ***, расположенного по адресу: У*** область,    Ц*** район, с/п ***, с. ***, обязании снять с кадастрового учета земельный участок и предоставить земельный участок, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., выслушав объяснения Селютиной Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Можаева П.П. – Сидорова А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, третьего лица Албуткина В.П., согласившегося с доводами апелляционной жалобы истицы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:     

 

Селютина Н.А. обратилась в суд с иском к Можаеву А.П., ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании недействительными акта согласования местоположения границ земельного участка и договора купли-продажи земельного участка, обязании снять земельный участок с кадастрового учета и  предоставить ей земельный участок.

В обоснование иска указала, что она (истица) является собственником 165/800 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок и квартиры № *** в жилом доме, расположенном по адресу: У*** область, Ц*** район,    с. ***, ул. ***, ***. В квартире № *** проживает семья Албуткиных, которые также являются сособственниками данного земельного участка.

Смежным с их участком является земельный участок c кадастровым номером *** по адресу: У*** область, Ц*** район, с/п ***, с. ***, который до августа 2017 года находился в ведении агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Она (истица) пользовалась длительное время указанным земельным участком.

В 2017 году она решила оформить в собственность данный земельный участок, однако ей стало известно, что 08.08.2017 Можаев А.П. купил указанный земельный участок, провел его межевание.

Вместе с тем Можаев А.П. границы земельного участка с кадастровым номером *** с ней не согласовывал, акт о согласовании границ земельного участка она не подписывала.

Кадастровый инженер Михайлов Р.В. провел межевание земельного участка с кадастровым номером *** с нарушением Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», поскольку знал, что она (истица)  фактически пользуется земельным участком и имеет намерение оформить право собственности на него.

Вследствие неправомерных действий ответчиков она была лишена возможности оспорить процедуру межевания земельного участка с кадастровым номером *** и подать заявление о предоставлении данного земельного участка ей в собственность.

Истица просила признать недействительным акт согласования местоположения границ земельного участка, расположенного по ул. *** в с. *** с кадастровым номером ***; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, заключенный 08.08.2017 между агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Можаевым А.П.; обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области снять указанный земельный участок с кадастрового учета; обязать агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области предоставить ей земельный участок с кадастровым номером ***.

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц МУ администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, управление муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Селютин Н.А.,  Албуткин В.П., Албуткина И.П., Албуткина В.В., Албуткина М.В.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Селютина Н.А. просит отменить решение суда, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не принял во внимание то, что с 1964 года спорным земельным участком пользовались её родители, а впоследствии и она сама.

Считает, что границы земельного участка с кадастровым номером *** установлены с нарушением закона.

Она (истица) не знала об опубликованном 03.03.2017 в газете «Цильнинские новости» извещении о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в собственность. При этом данное объявление не содержало конкретных указаний местоположения земельного участка.

Полагает, что материалы дела содержат достаточно доказательств нарушения процедуры межевания земельного участка с кадастровым номером ***.

В отзывах на апелляционную жалобу ответчик Можаев А.П. и его представитель Сидоров А.В. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Селютиной Н.А. – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Как следует из материалов дела, истице Селютиной Н.А. на праве общей долевой собственности (330/800) принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: У*** область, Ц*** район, с. ***, ул. ***, д. ***, общей площадью 2052 кв.м. Иными участниками общей долевой собственности на данный участок являются Албуткин В.П., Албуткина И.П., Албуткина В.В., Албуткина М.В., Селютин Н.А.

Государственная регистрация права собственности указанных лиц на данный земельный участок осуществлена 26-27.01.2015.

Сведения о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости имеет статус «актуальные, ранее учтенные».

Смежным по отношению к указанному земельному участку является спорный земельный участок площадью 1200 кв.м + - 12 кв.м с кадастровым номером ***, относящийся к землям населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования – отдельно стоящие усадебные дома с жилыми  участками, с возможностью содержания и разведения домашнего скота и птицы, расположенный по адресу: У*** область, Ц*** район,                       с/п ***, с. ***.

Местоположение границ данного земельного участка было определено на основании межевого плана от 29.06.2017, подготовленного кадастровым инженером Михайловым Р.В. по заявке Можаева А.П.

На основании заявления Можаева А.П. от 18.07.2017 о предоставлении без  торгов на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ***, между агентством госимущества и Можаевым А.П. 08.08.2017 был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка.

Обращаясь в суд с требованиями о признании недействительными результатов межевания земельного участка и договора купли-продажи земельного участка с  кадастровым номером ***, истица сослалась на нарушение своих прав, выразившихся в том, что границы указанного земельного участка не были согласованы с ней, как с собственником смежного земельного участка, и кроме того, она длительное время пользуется спорным земельным участком и также имела намерение оформить его в свою собственность.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что процедура межевания спорного земельного участка и предоставления его в собственность Можаеву А.П. была проведена в соответствии с действующим законодательством, при этом истица не доказала нарушение своих прав.

Оснований не соглашаться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется.

В силу ст. ст. 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.

В соответствии с частями 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007  221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до  01.01.2017) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Аналогичные нормы содержатся в действующих в настоящее время редакциях части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», частях 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального Закона № 221-ФЗ от  24.07.2007 «О кадастровой  деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 № 334-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ).

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Из содержания статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (ранее – «О государственном кадастре недвижимости») следует, что согласование местоположения границы земельного участка со смежным землепользователем при выполнении кадастровых работ требуется только в том случае, если оно подлежит установлению впервые или уточнению, и сведения о нем отсутствуют в ГКН (ранее - ЕГРН). Если местоположение границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка, ранее было установлено, сведения о нем внесены в ГКН (ранее - ЕГРН), повторное согласование местоположения такой границы не требуется.

Кадастровым инженером Михайловым Р.В. по заявке Можаева А.П. изготовлен межевой план от 29.06.2017, в котором смежная граница определена по характерным точкам 3н, 4н, 5н, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ранее - государственного кадастра недвижимости).

Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером *** были установлены в результате межевания в 2003 году и соответствующие сведения об этом были внесены в ЕГРП, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при межевании земельного участка с  кадастровым номером *** согласование с истицей местоположения смежной границы не требовалось.

При проведении данных кадастровых работ в 2017 году местоположение этой границы (смежной) не уточнялось, сведения о ней были внесены в ГКН по ранее установленным координатам участка истца.

Доказательств, свидетельствующих о том, что при формировании земельного участка с кадастровым номером *** были изменены границы земельного участка с кадастровым номером *** в материалах дела не имеется, на это обстоятельство истица Селютина Н.А. в ходе судебного разбирательства не ссылалась.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости местоположение границ земельного участка с кадастровым номером *** определено в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности требований истицы в части признания  недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером *** по заявленным ею основаниям.

Из материалов дела следует, что 08.08.2017 между агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Можаевым А.П. был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для признания указанного договора купли-продажи земельного участка недействительным, поскольку установленная законом процедура предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, была соблюдена, при этом нарушения прав истицы допущено не было.

Как следует из материалов дела, изначально Можаев А.П. обратился в агентство госимущества с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка, в кадастровом квартале ***, ориентировочное местоположение У*** область, Ц*** район, с. ***, площадью 1200 кв.м, категория использования - отдельно стоящие усадебные дома с жилыми участками, с возможностью содержания и разведения домашнего скота и птицы.

Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте.

Из материалов дела следует, что извещение о предстоящих торгах было опубликовано уполномоченным органом в газете «Цильнинские новости» № 9 (879) от 03.03.3017 и на  сайте в сети «Интернет».

Согласно ч. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Судом установлено, что по истечении тридцати дней с момента опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступило, в связи с чем уполномоченный орган обоснованно принял решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п. 6).

На основании заявления Можаева А.П. от 18.07.2017 о предоставлении без  торгов на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ***, 08.08.2017 между агентством госимущества и Можаевым А.П. был заключен договор купли-продажи спорного земельного участка.

Таким образом, процедура предоставления спорного земельного участка в собственность Можаева А.П. была соблюдена, в связи с чем оснований для признания данного договора недействительным не имеется.

Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что ей не было известно о выставлении спорного земельного участка на торги, указанный вывод суда не опровергают, поскольку информация об этом была опубликована в газете ««Цильнинские новости», являющейся официальным источником, а также на сайте.

Доводы истицы о том, что по имеющейся в газете информации она не смогла идентифицировать земельный участок, основанием к отмене решения суда служить не могут. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в извещении был указан кадастровый квартал ***, в котором расположен земельный участок, его площадь, а также ориентировочное местоположение: У*** область, Ц*** район, ул. ***. При этом следует учесть, что принадлежащий истице земельный участок (доля в праве) с кадастровым номером ***, расположен в этом же кадастровом квартале и на этой же улице.

Ссылка истицы на то, что она длительное время пользуется спорным участком, не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о преимущественном праве истицы на этот участок. Как было указано выше предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на заявительной основе. Однако истица не обращалась с подобным заявлением в отношении спорного земельного участка.

Доказательств, свидетельствующих о том, что именно действия ответчиков явились препятствием для реализации прав истицы на спорный участок, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных истицей требований в полном объеме.

Суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального права, в связи с чем основания для отмены судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского районного суда  Ульяновской области от 12 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Селютиной Натальи Александровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: