Судебный акт
Об оплате больничного листа
Документ от 01.06.2018, опубликован на сайте 13.06.2018 под номером 73459, 2-я гражданская, о взыскании пособия по временной нетрудоспособности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                      Дело № 33-2059/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      01 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ярош  Галины Вячеславовны удовлетворить.

Взыскать с  Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Ярош  Галины Вячеславовны пособие по временной нетрудоспособности   за период с 14.08.2017 г. по 01.09.17 г. в сумме  23951 руб.02 коп.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя ответчика Стенькиной А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истицы Ярош Г.В.,  возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ярош Г.В. обратилась  к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ – УРО ФСС РФ) с иском о взыскании  пособия по временной нетрудоспособности, в обоснование иска указав, что работала по трудовому договору в Государственном учреждении - Ульяновском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации с 2011 г. В период исполнения трудовых обязанностей в ГУ-УРО ФСС РФ 07 ноября 2016 года получила производственную травму, о чем составлен акт о несчастном случае на производстве от ***2016 ***

Согласно справке МСЭ от 10.03.2017 № *** по последствиям производственной травмы на период с ***2017 ***.2018 установлено ***% утраты профессиональной трудоспособности.

***  августа 2017 года она прекратила трудовые отношения с ГУ-УРО ФСС РФ по собственному желанию.

После увольнения у нее наступила временная нетрудоспособность по последствиям производственной травмы (код в листке нетрудоспособности - 04),в связи с чем, ей был выдан листок временной нетрудоспособности № *** на период с 14.08.2017 по 01.09.2017, который  она 01 сентября 2017г. передала  вместе  с заявлением в ГУ-УРО ФСС РФ для оплаты.

Однако, ответчик вернул ей листок нетрудоспособности без оплаты.

В письме № 01-15/7302-14578 от 06.09.2017, которое ею получено 19.09.2017, ГУ-УРО ФСС РФ, обосновывая свой отказ в назначении и выплате ей пособия по листку нетрудоспособности, указало на то, что обеспечение пособием по временной нетрудоспособности по болезни или травме, наступивших в течение 30 календарных дней после увольнения, предусмотрено пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».  При этом, в силу части 2 статьи 1 Закона № 255-ФЗ статья данного Закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием. Следовательно, листок нетрудоспособности № 267684533792 на период нетрудоспособности по последствиям производственной травмы с 14.08.2017 по 01.09.2017 не оплачивается.

Считает отказ ГУ-УРОФСС РФ в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности незаконным.

Рассмотрев исковые требования по существу, судом было вынесено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ УРО ФСС РФ просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с действующим законодательством, листок нетрудоспособности с кодом «04» - «несчастный случай на производстве или его последствия», выданный после увольнения, оплате не подлежит.

Отмечает, что истец является получателем ежемесячной страховой выплаты с 11.03.2017 до 01.04.2018, которая является компенсацией утраченного заработка застрахованным лицом в результате наступления страхового случая.

Кроме того считает, что нормы действующего законодательства предусматривают выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве только в период работы пострадавших, то есть в период, когда они состоят в трудовых отношениях.

В отзыве на апелляционную жалобу Ярош Г.В.просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно материалам дела, Ярош Г.В. в период работы *** отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Государственного учреждения  - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ 07 ноября 2016 года получила трудовое увечье. В связи с несчастным случаем на производстве Ярош Г.В. установлена утрата профессиональной трудоспособности *** процентов на период ***.2017 до ***2018.

08 августа 2017 года истица прекратила трудовые отношения с работодателем по собственному желанию.         После увольнения у Ярош Г.В. наступила временная нетрудоспособность по последствиям производственной травмы. Истице выдан листок нетрудоспособности на период с 14.08.2017 по 01.09.2017, который она 01 сентября 2017 передала ответчику для оплаты. Ответчик отказал в оплате больничного листа.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ярош Г.В. о взыскании пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" исходил из того, что не предусмотрены ограничения в отношении права застрахованного лица на получение пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, если последствия травмы наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и сделан при правильном применении норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 184 Трудового кодекса Российской Федерации при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.

Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами (часть 2 статьи 184 Трудового кодекса Российской Федерации).

Одной из таких гарантий является обязательное социальное страхование, отношения в системе которого регулируются Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).

Страхователи (работодатели) обязаны уплачивать в установленные сроки в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ); выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 указанного закона одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт I.1 статьи 7 названного закона).

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, как следует из его преамбулы, устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным федеральным законом случаях.

В статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ определено, что обеспечение по страхованию - страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с названным федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ установлено, что обеспечение по страхованию осуществляется:

1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) в виде страховых выплат:

единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;

3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" даны разъяснения о том, что за весь период временной нетрудоспособности застрахованного начиная с первого дня до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности за счет средств обязательного социального страхования выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в размере 100 процентов его среднего заработка без каких-либо ограничений (подпункт 1 пункта 1 статьи 8, статья 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ). Назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности производятся в соответствии со статьями 12 - 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.

Согласно пункта 1 ст.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ  "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.

В соответствии с частью 3 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) либо территориальным органом страховщика. 

То обстоятельство, что статья 5 Закона №255-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с обеспечением  граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случае на производстве, не свидетельствует, что данная категория граждан лишена этих выплат в оспариваемый период.

Из системного толкования приведенных норм следует, что размер пособия на случай временной нетрудоспособности  при обострении заболевания, связанного с последствиями несчастного случая на производстве определен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, а порядок назначения и выплаты регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истицы.

Ссылка на ст.20.1 Закона №125-ФЗ и п.3 Правил №184 не состоятельна, поскольку данные нормы  регулируют вопросы начисления страховых взносов. Тогда как требования истицей заявлены из-за наступления страхового случая.

Так же не является основанием к ограничению оплаты больничного листа, то, что в указанный период истица получала страховые выплаты, поскольку данное обстоятельство исходя из смысла п. 4 ст. 10 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не влечет уменьшения размера выплат, связанных с несчастным случаем на производстве.

С толкованием ответчиком норм, регулирующих обеспечение по временной нетрудоспособности, наступившей в связи с несчастным случаем на производстве после прекращения трудовых отношений, нельзя согласиться, поскольку в результате такого толкования, работники, получившее трудовое увечье могут быть поставлены в худшее положение, чем иные лица, застрахованные на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, судом установлены правильно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые могли привести к принятию незаконного судебного акта, не допущено, оснований для отмены решения не имеется.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: