Судебный акт
Льготное обеспечение лекарственными средстсвами
Документ от 29.05.2018, опубликован на сайте 13.06.2018 под номером 73454, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписать бесплатный рецепт, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьев А.Г.                                                      Дело № 33-2103/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           29 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 22 декабря 2017 года, с учётом определения того же суда от 20 марта 2018 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Засвияжского  района   г. Ульяновска в  интересах   Наимовой Ирины Ильиничны к   государственному  учреждению  здравоохранения «Городская  поликлиника № 4» удовлетворить. 

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Городская  поликлиника № 4»    выписать   Наимовой Ирине Ильиничне   рецепт  на   бесплатное  получение  лекарственного  препарата «***»  дозировкой 5 мг., № 30  – 1 упаковка,    за  февраль   2017  года.  

Иск прокурора Засвияжского  района   г. Ульяновска в  интересах   Наимовой Ирины Ильиничны к Министерству здравоохранения, семьи и социального  благополучия Ульяновской  области  удовлетворить. 

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального  благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Наимову Ирину Ильиничну лекарственным препаратом  «***»  дозировкой 50 мг.,  № 30,  3  упаковки      по  рецептам   от  25.08.2017 г.  и  28.09.2017 г. 

В  удовлетворении требования прокурора Засвияжского  района   г. Ульяновска в  интересах Наимовой Ирины Ильиничны об обращении  решения суда  к  немедленному  исполнению отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,   возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор   Засвияжского  района   города Ульяновска, действуя в  интересах   Наимовой И.И., обратился в  суд с иском,  уточненным в ходе судебного  разбирательства, к государственному  учреждению  здравоохранения « Городская  поликлиника № 4»  о  возложении обязанности  выписать  рецепт  на бесплатное получение  лекарственного  препарата *** дозировкой 5 мг., № 30 – 1 упаковка   за  февраль  2017  года;  к Министерству здравоохранения, семьи и   социального  благополучия Ульяновской  области о возложении обязанности бесплатно обеспечить лекарственными  препаратами:  *** дозировкой 50 мг. № 30,  3  упаковки  – по  рецептам от 25.08.2017  и  28.09.2017; *** дозировкой  10 мг. № 30, 1 упаковка  по  рецепту от  28.09.2017; *** дозировкой 20 мг., № 30, 1  упаковка по рецепту от 28.09.2017; *** дозировкой 1 мг, № 30, 7 упаковок  по рецептам  от   10.01.2017,   10.02.2017, 07.03.2017,  07.04.2017,  03.05.2017,  26.06.2017,   28.07.2017. 

Иск  обоснован тем,  что   прокуратурой   Засвияжского  района  города Ульяновска   проведена проверка  по  обращению  инвалида *** группы Наимовой И.И.,    по  вопросу  лекарственного  обеспечения.  

Проверкой установлено, что   Наимова  И.И.  наблюдается   в ГУЗ « Городская  поликлиника № 4» с  диагнозом «***». Согласно назначениям  врача  истица нуждается в приеме лекарственных средств: *** 50 мг.,  по  1  таблетке  1-2 раза в день;   *** 10 мг., по  1 таблетке  1 раз  в день;  ***  20 мг.,  по 1 таблетке  1 раз в день; ***  1 мг,  по  1 таблетке  1  раз в день.

Однако в   2017  году  ежемесячные рецепты   на  указанные   препараты   истцу  лечащим врачом выписывались нерегулярно, а выписанные рецепты не  обеспечивались лек5арственными препаратами.

Так,  Наимовой  И.И. лечащим  врачом 25.08.2017  выписан  рецепт на лекарственный  препарат  *** дозировкой 50 мг. № 30,  1 упаковка;  28.09.2017 -  на лекарственный препарат  *** дозировкой 50 мг. № 30, 2 упаковки.  Указанные  рецепты  аптечным  учреждением обслужены не были.

На  лекарственный  препарат  ***  льготный  рецепт в  феврале  2017  года лечащим врачом выписан  не  был;  рецепт   от   28.09.2017  на  лекарственный   препарат  *** дозировкой  10 мг. № 30  аптечным  учреждением  обслужен  не  был. Также не были обслуженв аптечным учреждением и рецепты:   от   28.09.2017   на  лекарственный  препарат *** дозировкой  20 мг.,  № 30;  от  10.01.2017,  10.02.2017, 07.03.2017,  07.04.2017,   03.05.2017,  26.06.2017,   28.07.2017  на  лекарственный   препарат  – *** дозировкой  1 мг, № 30. Истец  полагает,  что  при указанных выше обстоятельствах, в  соответствии с  законом,  имеются  основания  для    удовлетворения  иска.    

Прокурор в  судебном  заседании  уточнил  иск к  Министерству здравоохранения, семьи и  социального  благополучия Ульяновской  области, не поддержав  требование  о   возложении   обязанности  бесплатно обеспечить  лекарственными  препаратами: *** 10 мг. № 30, 1 упаковка – по  рецепту от   28.09.2017;  ***  20 мг., № 30 по  рецепту  от 28.09.2017; *** 1 мг, № 30, по рецептам  от   10.01.2017, 10.02.2017,  07.03.2017,  07.04.2017,  03.05.2017,  26.06.2017,   28.07.2017,  указывая,  что   данными лекарственными  средствами   по  названным рецептам  истица  была обеспечен.

В  остальной части  иск  к  ГУЗ «Городская поликлиника № 4»,  Министерству здравоохранения, семьи и  социального  благополучия Ульяновской  области  оставил без   изменения,  поддержав  его. 

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле было привлечено АО «УльяновскФармация». 

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты «***» и «***» согласно государственному контракту. 

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.      Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Дополняет, что согласно сведениям из Региональной медицинской информационной системы (далее РМИС) Наимова И.И. была обеспечена 28.09.2017 лекарственным препаратом «***» в количестве одной упаковки, 28.09.2017 лекарственным препаратом «***» в количестве 1 упаковки, 30.10.2017 лекарственным препаратом «***»  в количестве 1 упаковки. Указывает, что таким образом дальнейшее обеспечение Наимовой И.И. лекарственным препаратом «***» Министерством осуществлялся.  

Поясняет, что не обеспечение истицы лекарственными препаратами, указанными в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Более того утверждает, что льготный рецепт на лекарственный препарат «***» в феврале 2017 года не выписывался.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района города Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Наимова И.И., *** года рождения, является инвалидом *** группы по заболеванию «***». 

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов  лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Наимовой И.И. 25.08.2017 и 28.09.2017  были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата «***»  дозировкой 50 мг.,  № 30,  3  упаковки.   

Однако указанным лекарственным средством Наимова И.И. по рецептам от 25.08.2017, 28.09.2017 до настоящего времени не обеспечена, что подтверждено представленным отчетом о получении  истцом лекарственных препаратов.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Исходя из Положения   о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,  к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ульяновской области от  29.12.2016 за № 661-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив закон, суд обоснованно  пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Накимову И.И.  лекарственным средством  «***» дозировкой 50 мг, № 30 по рецептам  от 25.08.2017 и 28.09.2017.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив 27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за необеспечение Наимовой И.И.  указанным лекарственным препаратом должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов, лекарственным препаратом «***» было полным и невыдача указанного лекарства  Наимовой И.И.  по предъявленным  ею рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  инвалида лекарственными препаратом «***»  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение ее  указанным препаратами по рецептам от 25.08.2017, 28.09.2017   в текущем году  не приведет  к тому, что истица будет ими обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Наимовой И.И. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Решение суда в части возложения на  ГУЗ «Городская поликлиника № 4» обязанность выписать  Наимовой И.И. рецепт на бесплатное  получение  лекарственного препарата «***» дозировкой 5 мг., № 30 за февраль 2017 года ответчиком  - ГУЗ «Городская поликлиника № 4» не оспаривалось, в настоящее время исполнено в полном объеме. Факт исполнения решения суда в данной части подтвержден представленными выпиской из амбулаторной карты истицы и копией рецепта на бесплатное получение  препарата  «***» за февраль 2017 года.

Апелляционная жалоба Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области доводов о незаконности удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения на ГУЗ «Городская поликлиника № 4» обязанности выписать  Наимовой И.И. рецепт на бесплатное получение лекарственного препарата «***» за февраль 2017 года  не содержит.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 22 декабря 2017 года, с учётом определения того же суда от 20 марта 2018 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: