0УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сапрыкина Е.В. Дело № 33-2157/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
29 мая 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Фоминой В.А.
с участием прокурора
Федечко Ф.И.
при секретаре
Абросимовой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 февраля 2018 года, по
которому постановлено:
Исковые требования
прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Терехиной Марины
Иннокентьевны удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно
обеспечить Терехиной Марину Иннокентьевну лекарственными препаратами:
- *** 18 мкг №30 по
выписанным рецептам от 07.07.2017, 08.08.2017, 12.10.2017, 09.11.2017,
- *** 160 мкг +
4,5мкг/доза - 120 доз по выписанным рецептам от 07.07.2017, 08.08.2017,
12.10.2017, 09.11.2017,
- *** - 20 мкг №30
по выписанным рецептам от 12.10.2017, 09.11.2017,
- *** 100
мкг/доза-200 доз по выписанным рецептам от 09.09.2017, 12.10.2017.
Решение суда
обратить к немедленному исполнению
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Железнодорожного
района города Ульяновска, действуя в интересах Терехиной М.И., обратился в суд с
иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с требованиями обязать обеспечить
Терехину М.И. лекарственными средствами: *** 18
мкг №30 по выписанным рецептам от 07.07.2017, 08.08.2017, 12.10.2017,
09.11.2017, *** 160 мкг + 4,5мкг/доза - 120 доз по
выписанным рецептам от 07.07.2017, 08.08.2017, 12.10.2017, 09.11.2017, *** - 20
мкг №30 по выписанным рецептам от 12.10.2017, 09.11.2017, *** 100 мкг/доза-200
доз по выписанным рецептам от 09.09.2017, 12.10.2017.
Иск мотивирован тем, что проведенной прокуратурой проверкой выявлены
нарушения прав инвалида Терехиной М.И. на лекарственной обеспечение,
выразившиеся в не выдаче последней
лекарственных препаратов по вышеуказанным рецептам.
Определением суда в
качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно
предмета спора, к участию в деле были привлечены ГУЗ «Городская больница №3»,
АО «УльяновскФармация».
Рассмотрев исковые требования по
существу суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы
указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты ***, ***, ***, ***
согласно государственному контракту.
Обращает внимание,
что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение
лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации
консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за
исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов
в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об
утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя
из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты
являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским
изделием.
Считает, что не
обеспечение истицы лекарственными препаратами, указанными в исковом заявлении,
возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.
Указывают на наличие
срока действия рецептов, по истечении
которого Министерство не вправе выдавать лекарственные препараты.
Полагает, что
увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от
21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.
Ссылаются на
отсутствие возможности обеспечить истицу необходимым лекарственным препаратом
по причине завершения 2017 финансового года.
В возражениях на
апелляционную жалобу АО «УльяновскФармация» просит оставить решение суда без
изменения, жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и
времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
В соответствии ч. 1 ст. 41
Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2,
20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права
и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и
защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Каждый имеет право на жизнь. Каждому
гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст.
4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами
охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет
интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность
граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной
власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за
обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в
оказании медицинской помощи.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным
категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий
медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией
Российской Федерации.
Из
материалов дела следует, что Терехина
М.И., *** года рождения, является инвалидом *** группы по
общему заболеванию, состоит на
диспансерном учете в ГУЗ «Городская больница № 3». В связи с имеющимся заболеванием истица
нуждается в приеме препаратов: «***», «***», «***», «***».
В
соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в
соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными
препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
В
соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов,
утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении
порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм
рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных
бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов
осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них
полномочий лечащего врача.
Согласно
п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям
граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328,
за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского
назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При
обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач
(фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на
лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов,
утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).
В силу
п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются
аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за
исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11
Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
Следовательно,
действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения
граждан-инвалидов лекарственными
препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение
производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет
нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.
Лечащим
врачом 07.07.2017, 08.08.2017,
12.10.2017 и 09.11.2017 Терехиной М.И. были выписаны рецепты на бесплатное
получение лекарственных препаратов: «***», «***», «***», «***».
Однако указанными
лекарственными средствами Терехина М.И. по рецептам от 07.07.2017, 08.08.2017,
18.08.2017, 12.10.2017 и 09.11.2017 до
настоящего времени не обеспечена, что подтверждено представленным отчетом о
получении истицей лекарственных
препаратов.
Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, из
вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что
обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице
уполномоченных органов.
На данные органы возложена и
обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом
количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов,
своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники
финансирования указанных мероприятий.
Исходя из Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской
области, утвержденного Постановлением
Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 года за № 14/275-П, к полномочиям Министерства отнесены:
обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими
изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 года за № 661-П утверждена Территориальная
программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на
плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных
категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании
амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с
законодательством.
Таким образом, дав
верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив
закон, суд обоснованно пришел к выводу
об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обязанность обеспечить Терехину М.И.
лекарственными средствами: *** 18 мкг №30 по выписанным рецептам от
07.07.2017, 08.08.2017, 12.10.2017, 09.11.2017; *** 160 мкг + 4,5мкг/доза - 120 доз по
выписанным рецептам от 07.07.2017, 08.08.2017, 12.10.2017, 09.11.2017 ; *** - 20 мкг №30 по выписанным рецептам от
12.10.2017, 09.11.2017; *** 100 мкг/доза-200 доз по выписанным рецептам от
09.09.2017, 12.10.2017.
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к
обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив
27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует
бездействие и ответственность за не обеспечение Терехиной М.И. указанными
лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.
Как указывалось
выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать наличие в аптечной сети АО
«УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.
При
этом, ответчик не представил суду
доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной
категории граждан, в том числе инвалидов, лекарственными препаратами «***», «***»,
«***», «***» было полным и невыдача указанных лекарств Терехиной М.И. по предъявленным ею рецептам произошло по вине АО «Ульяновск
Фармация».
Поскольку необходимость обеспечения инвалида лекарственными препаратами «***», «***»,
«***», «***» носит постоянный характер,
соответственно обеспечение ее
указанными препаратами по рецептам от 07.07.2017, 08.08.2017,
12.10.2017, 09.11.2017 в текущем
году не приведет к тому, что истица будет ими обеспечена свыше
необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение Терехиной М.И. лекарственными препаратами по
судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются
несостоятельными.
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции
ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований
прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе,
являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 06 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: