Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 22.05.2018, опубликован на сайте 13.06.2018 под номером 73430, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскать расходы на приобретение лекарственного препарата, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Писарева Н.В.                                                               Дело № 33-2020/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          22 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 22 февраля 2018 года, по которому постановлено:

Иск прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Березовой Татьяны Петровны к Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Березову Татьяну Петровну, *** года рождения, лекарственными препаратами «***» (***) дозировкой 5 мг № 30 в объеме 1 упаковка (30 табл. в упаковке), «***» (***) дозировкой 850 мг № 60 в объеме 1 упаковка (60 табл.), «***» (***) дозировкой 2,5 мг № 30 в объеме 1 упаковка (30 табл. в упаковке), «***» (***) дозировкой 100 мг № 30 в объеме 1 упаковка (30 табл. в упаковке), «***» (***) дозировкой 3,5 мг № 120 в объеме 1 упаковка (120 табл. в упаковке) в соответствии с рецептами от 2 ноября 2017 года, 4 октября 2017 года.

Взыскать с Министерства здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Березовой Татьяны Петровны расходы на приобретение лекарственного препарата «***» (***) в размере 152 рубля 78 копеек.

В иске к Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Березовой Т.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, Акционерному обществу «УльяновскФармация» (далее АО «УльяновскФармация»), Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» (далее ГУЗ «Майнская РБ») о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами. В обоснование иска указано, что прокуратурой Майнского района проведена проверка по обращению инвалида *** группы Березовой Т.П., имеющей заболевание «***», «***», в ходе которой выявлены основания для прокурорского реагирования. Проведенной проверкой установлено, что 4 октября 2017 года, 6 октября 2017 года и 2 ноября 2017 года Березовой Т.П. лечащим врачом ГУЗ «Майнская районная больница» выписано 6 рецептов, из них 2 рецепта (серии 731760 № 13043 от 6 октября 2017 года и серии 731760 № 14212 от 2 ноября 2017 года) на лекарственный препарат «***» (***) дозировкой 850 мг № 60, 1 рецепт серии 731760 № 12967 от 4 октября 2017 года на лекарственный препарат «***» (***) дозировкой 5 мг № 30, 1 рецепт серии 731760 № 12964 от 4 октября 2017 года на препарат «***» (***) дозировкой 2,5 мг № 30, 1 рецепт серии 731760 № 14215 от 2 ноября 2017 года на препарат «***» (***) дозировкой 100 мг № 30, 1 рецепт серии 731760 № 14213 от 2 ноября 2017 года на препарат «***» (***) дозировкой 3,5 мг № 120. Выписанные рецепты предъявлены Березовой Т.П. для обслуживания в аптеку № 11 АО «УльяновскФармация». Однако до настоящего времени Березова Т.П. не обеспечена лекарственными препаратами: «***» дозировкой 850 мг № 60 в объеме 2 упаковок (по 60 табл. каждая) по рецептам от 6 октября 2017 года и 2 ноября 2017 года; «***» дозировкой 5 мг № 30 в объеме 1 упаковка (30 табл. в упаковке) по рецепту от 4 октября 2017 года; «***» дозировкой 2,5 мг № 30 в объеме 1 упаковка (30 табл. в упаковке) по рецепту от 4 октября 2017 года; «***» дозировкой 100 мг № 30 в объеме 1 упаковка (30 табл. в упаковке) по рецепту от 2 ноября 2017 года; «***» дозировкой 3,5 мг № 120 в объеме 1 упаковка (120 табл. в упаковке) по рецепту от 2 ноября 2017 года. Выписанный врачом лекарственный препарат «***» дозировкой 850 мг № 60 в объеме 1 упаковка Березова Т.П. вынуждено приобрела за счет собственных средств на общую сумму 152 рубля 78 копеек 21 октября 2017 года. Инвалиды относятся к наименее социально защищенным категориям граждан. Ущемление социальных прав инвалидов является недопустимым.

Просил обязать Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Майнская РБ» обеспечить Березову Т.П., *** года рождения, лекарственными препаратами «***» (***) дозировкой 5 мг № 30 в объеме 1 упаковка (30 табл. в упаковке), «***» (***) дозировкой 850 мг № 60 в объеме 1 упаковка (60 табл.), «***» (***) дозировкой 2,5 мг № 30 в объеме 1 упаковка (30 табл. в упаковке), «***» (***) дозировкой 100 мг № 30 в объеме 1 упаковка (30 табл. в упаковке), «***» (***) дозировкой 3,5 мг № 120 в объеме 1 упаковка (120 табл. в упаковке); взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Березовой Т.П. расходы на приобретение лекарственного препарата «***» дозировкой 850 мг № 60 в объеме 1 упаковка в сумме 152 рубля 78 копеек.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты «***», «***», «***», «***», «***» согласно соответствующему государственному контракту. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Считает, что за назначение, дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач. Указывает, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы (далее РМИС), Березова Т.П. в 2017 году была обеспечена указанными лекарственными препаратами согласно выписанным рецептам. Утверждает, что необеспечение Березовой Т.П. лекарственными препаратами, указанными в исковом заявлении, возникло по причине неисполнения АО «УльяновскФармация» условий контракта, соответственно, на которое необходимы было возложить обязанность по выплате денежных средств в размере 152,78 руб., затраченных истицей на приобретение лекарственного препарата. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и Березова Т.П., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Ссылаются на отсутствие возможности обеспечить Березову Т.П. лекарственным препаратом в связи с завершением 2017 финансового года.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Березова Т.П., *** года рождения, имеет заболевание ***, ***, является инвалидом *** группы, состоит на учете в ГУЗ «Майнская районная больница».

04.10.2017, 06.10.2017 и 02.11.2017 лечащим врачом ГУЗ «Майнская РБ» Березовой Т.П. выписаны рецепты серии 731760 № 13043 и серии 731760 № 14212 на лекарственный препарат «***» (***) дозировкой 850 мг № 60, рецепт серии 731760 № 12967 на лекарственный препарат «***» (***) дозировкой 5 мг № 30, рецепт серии 731760 № 12964 на препарат «***» (***) дозировкой 2,5 мг № 30, рецепт серии 731760 № 14215 на препарат «***» (***) дозировкой 100 мг № 30, рецепт серии 731760 № 14213 на препарат «***» (***) дозировкой 3,5 мг № 120.

При обращении Березовой Т.П. в аптеку № 11 АО «УльяновскФармация» с указанными рецептами, истица лекарственными препаратами по рецептам от 04.10.2017 и от 02.11.2017 не обеспечена. При этом в связи с необеспечением лекарственным препаратом «***» (***) дозировкой 850 мг № 60 по рецепту врача от 06.10.2017 Березова Т.П. за счет собственных средств приобрела 1 упаковку данного препарата на сумму 152 рубля 78 копеек.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

На основании п.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.

В силу п.п.3 п.2.1.2 вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит заболевание ***. Все лекарственные средства, *** (100 г в месяц), ***, *** типа «***», «***» 1 и 2, *** к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Березова Т.П. на основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие медицинских изделий в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Доводы жалобы ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Березовой Т.П. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о взыскании с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Березовой Т.П. расходов на приобретение лекарственного препарата, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Указанный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р, действующий до 01.01.2018 года.

Поскольку в обеспечении необходимым для лечения лекарственным препаратом истице было отказано, Березова Т.П. вынуждена была приобретать его за собственные денежные средства. Учитывая, что расходы на приобретение лекарственного препарата «***» истцом в октябре 2017 года за личные денежные средства подтверждены документально, суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных правовых норм обоснованно взыскал с ответчика в пользу истицы денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в размере 152 рубля 78 копеек. Размер указанных расходов ответчиком не оспаривался.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение истицы лекарственными препаратами осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны, поскольку именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Березова Т.П.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 22 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: