Судебный акт
Обеспечение лекарственными средствами
Документ от 29.05.2018, опубликован на сайте 13.06.2018 под номером 73384, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие по обеспечению лекарственным средством, об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственное средство в соответствии с медицинскими показаниями и обязании обеспечить лекарственным средством в количестве, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Трубачева И.Г.                                                      Дело № 33-2129/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           29 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования и.о. прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по не обеспечению Стуловой Нины Николаевны  лекарственным средством «***» по рецепту от 02.11.2017г.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Стулову Нину Николаевну  лекарственным средством «***» 10 мг № 20 (3 упаковки) по рецепту от 02.11.2017г.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области действуя в интересах Стуловой Н.Н. обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению лекарственным средством, об обязании обеспечить  лекарственным средством.

В обоснование иска указал,  что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка по обращению Стуловой Н.Н., *** года рождения, являющейся инвалидом *** группы по заболеванию «***».  В ходе проведенной проверки установлено, что Стулова Н.Н. наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница», признана инвалидом *** группы, в связи с имеющимся у нее заболеванием нуждается в постоянном приеме лекарственных средств, которые должны предоставляться ей по выписанным рецептам бесплатно. 02.11.2017 Стуловой Н.Н. лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» выписан рецепт на получение лекарственного препарата *** 10 мг №20. Между тем, в аптечном пункте АО «УльяновскФармация», расположенном
по адресу: ул. Новокомбинатовская, 12 А, р.п. Ишеевка, Ульяновский район,
Ульяновская область, в выдаче указанного медицинского препарата в соответствии с
выписанными рецептами лечащего врача Стуловой Н.Н. отказали по причине его
отсутствия.           Таким образом, гарантированное законом право Стуловой Н.Н. на льготное лекарственное обеспечение было нарушено в результате бездействия ответчика.

Просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по не обеспечению Стуловой Н.Н. лекарственным средством «***» по рецепту от 02.11.2017.  Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Стулову Н.Н. лекарственным средством «***» 10 мг № 20 (3 упаковки) по рецепту от 02.11.2017.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле было привлечено ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно государственному контракту. 

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.      Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Дополняет, что согласно сведениям из Региональной медицинской информационной системы (далее РМИС) Стулова Н.Н. была обеспечена в течении 2017, начале 2018 года лекарственным препаратом «***». 

Считает, что не обеспечение истицы лекарственными препаратами, указанными в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

Ссылаются на отсутствие возможности обеспечить Стулову Н.Н. необходимым лекарственным препаратом по причине завершения 2017 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» «***» включен в перечень соци­ально значимых заболеваний.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О госу­дарственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обес­печения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным ***.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Стулова Н.Н., *** года рождения,   состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Ульяновская районная больница» с диагнозом ***.

Лечащим врачом  ГУЗ «Ульяновская районная больница»  Стуловой Н.Н. 02.11.2017 выписан рецепт на бесплатное получение лекарственного средства *** 10 мг.  № 20.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, Стулова Н.Н.  лекарственным препаратом «***» по  рецепту от 02.11.2017 обеспечена не была.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на   Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Стуловой Н.Н. лекарственным препаратом «***» в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецепте, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатными необходимыми лекарствами свидетельствует о существенном нарушении прав истицы на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит как на ГУЗ «Ульяновская районная больница», так и  на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области. При этом, свою обязанность  медицинское учреждение выполнило в полном объеме, выписав истице рецепт на бесплатное получение лекарственного средства «***».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение  истицы  необходимыми ей лекарственными препаратами  в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов лекарственным препаратом (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  обязанность по обеспечению  Стуловой Н.Н. лекарственным препаратом «***». 

Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: