Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 15.05.2018, опубликован на сайте 04.06.2018 под номером 73361, 2-я гражданская, об обязании выдать бесплатные рецепты, решение (не осн. требов.) отменено в части с прекращением производства

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Саенко Е.Н.                                                             Дело № 33-1868/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                                15 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10 января 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Шафигуллиной Сарии Эндльганиевны удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписать Шафигуллиной Сарие Эндльганиевне бесплатные рецепты на лекарственный препарат *** дозировкой 1000 мг № 60 за февраль 2017 года, на лекарственный препарат *** дозировкой 1000 мг № 60 за март 2017 года.

Обязать Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Шафигуллину Сарию Эндльганиевну лекарственным препаратом *** дозировкой 1000 мг по рецептам от 17.01.2017, 26.04.2017, 29.05.2017, 29.06.2017, 27.07.2017, 29.08.2017, 28.09.2017, 27.10.2017, лекарственным препаратом *** дозировкой 20 мг по рецепту от 28.09.2017, лекарственным препаратом *** дозировкой 10 мг по рецептам от 29.06.2017, 27.07.2017, 29.08.2017.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Шафигуллиной С.Э., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Шафигуллиной С.Э. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее Министерство), государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» о возложении обязанности выписать бесплатные рецепты на лекарственные препараты и бесплатно обеспечить лекарственными препаратами.

В обосновании иска указал, что проведена проверка по обращению Шафигуллиной С.Э., страдающей *** и ***, в ходе которой установлено, что она состоит на учёте в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» в связи с *** и ***, и ежемесячно нуждается в обеспечении таблетками ***, 1000 мг № 60, ***, 20 мг № 1, ***, 10 мг № 60.

Однако, бесплатные рецепты на указанные препараты, выписанные ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» аптечным учреждением АО «УльяновскФапмация» обеспечены не были.

Так, не обеспечены два рецепта на *** дозировкой 20 мг от 28.09.2017, 27.10.2017 (всего две упаковки). Не обеспечено аптекой восемь рецептов на *** дозировкой 1000 мг от 17.01.2017, 26.04.2017, 29.05.2017, 29.06.2017, 27.07.2017, 29.08.2017, 28.09.2017, 27.10.2017 всего на 480 таблеток (60 таб. х 8 мес.). В феврале, марте льготные рецепты на *** не выписывались (60 таб. х 2 мес. = 120 таб.). Также не обеспечено три рецепта на *** дозировкой 10 мг от 29.06.2017, 27.07.2017, 29.08.2017 всего на 180 таблеток (60 таб. х 3 мес.).

Просит обязать:

- ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписать Шафигуллиной С.Э. бесплатные рецепты на лекарственные препараты: ***, дозировкой 1 000 мг. в количестве 120 таблеток за февраль и март 2017 года, *** дозировкой 10 мг в количестве 360 таблеток за период январь-май, сентябрь 2017 года;

- Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Шафигуллину С.Э. лекарственными препаратами: ***, дозировкой 20 мг в количестве две упаковки по рецептам от 28.09.2017, 27.10.2017, *** в количестве 480 таблеток дозировкой 1 000 мг по рецептам от 17.01.2017, 26.04.2017, 29.05.2017, 29.06.2017, 27.07.2017, 29.08.2017, 28.09.2017, 27.10.2017, ***, дозировкой 10 мг в количестве 180 таблеток по рецептам от 29.06.2017, 27.07.2017, 29.08.2017, решение обратить к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области так же не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***», «***», «***» согласно соответствующему государственному контракту. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Считает, что за назначение, дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач. Добавляет, что обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется на основании рецепта, выписанного лечащим врачом, который определяет степень нуждаемости своего пациента в данном лекарственным препарате и его объём. Отмечает, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы, Шафигуллина С.Э. была обеспечена 27.10.2017 лекарственным препаратом «***» в количестве 2-х упаковок, 27.10.2017 лекарственным препаратом «***» в количестве 1-й упаковки. Таким образом, по льготному рецепту от 27.10.2017 на лекарственный препарат «***» истица была обслужена. Дальнейшее её обеспечение лекарственными препаратами «***», «***» Министерством осуществлялся. По вопросу необеспечения истицы лекарственными препаратами, указанными в исковом заявлении пояснил, что это возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило условия контракта. Относительно требований прокурора в части обеспечения Шафигуллиной С.Э. лекарственными препаратами: «***», дозировкой 20 мг в количестве две упаковки по рецептам от 28.09.2017, 27.10.2017, «***» в количестве 480 таблеток дозировкой 1 000 мг по рецептам от 17.01.2017, 26.04.2017, 29.05.2017, 29.06.2017, 27.07.2017, 29.08.2017, 28.09.2017, 27.10.2017, «***», дозировкой 10 мг в количестве 180 таблеток по рецептам от 29.06.2017, 27.07.2017, 29.08.2017 пояснил, что они не обоснованы, поскольку истица обеспечивалась лекарственными препаратами «***», «***», а на лекарственный препарат «***» льготные рецепты в феврале и марте 2017 года не выписывались. В заключении указывает, что обеспечение граждан осуществляется только на основании выписанных лечащим врачом рецептов, в рекомендованном количестве и не может быть назначено по решению суда. Увеличить дозировку и выписать лекарственные препараты впрок закон лечащего врача не обязывает. Так же медицинские показания Шафигуллиной С.Э. могут измениться и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Представители ответчиков, третьего лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Шафигуллина С.Э. наблюдается в ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер», а также в ГУЗ «Центральная медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» в связи с ***, а также истица наблюдается в ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» в связи с заболеванием ***.

Истица является инвалидом *** группы и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

28.09.2017 и 27.10.2017 ей были выписаны льготные рецепты на лекарственный препарат ***, 20 мг № 1.

Рецепт от 27.10.2017 был обслужен в ноябре 2017 года.

17.01.2017, 26.04.2017, 29.05.2017, 29.06.2017, 27.07.2017, 29.08.2017, 28.09.2017, 27.10.2017 истице были выписаны льготные рецепты на лекарственный препарат *** дозировкой 1 000 мг, 29.06.2017, 27.07.2017, 29.08.2017 выписаны льготные рецепты на лекарственный препарат ***, дозировкой 10 мг. Указанными лекарственными препаратами Шафигуллина С.Э. не была обеспечена в связи с отсутствием в аптеке.

Из медицинской карты на имя Шафигуллиной С.Э. следует, что она была на приёме у врача-*** в феврале и марте 2017 года, при этом рецепты на *** выписаны не были.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица Шафигуллина С.Э. просила прекратить производство по делу в части требований об обязании ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписать бесплатные рецепты на лекарственный препарат ***, дозировкой 1 000 мг в количестве 120 таблеток за февраль и март 2017 года в связи с отказом от иска в этой части.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отказа в удовлетворении заявленного ходатайства и считает необходимым в силу ст. 220 ГПК РФ решение суда в этой части отменить с прекращением производства по делу.

В остальной части решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

На основании п.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.

В силу п.п.3 п.2.1.2 вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит заболевание ***. Все лекарственные средства, *** (100 г в месяц), ***, *** «***», «***» 1 и 2, *** к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Шафигуллина С.Э. на основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие медицинских изделий в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Доводы жалобы ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Шафигуллиной С.Э. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истице необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда в части обязания Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Шафигуллину С.Э. лекарственными препаратами по выписанным ей рецептам является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 220, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 января 2018 года в части обязания ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписать бесплатные рецепты на лекарственный препарат ***, дозировкой 1 000 мг в количестве 120 таблеток за февраль и март 2017 года отменить, производство по делу в этой части прекратить в связи с отказом от иска.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: