Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 22.05.2018, опубликован на сайте 31.05.2018 под номером 73268, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мягков А.С.                                                      Дело № 33-2081/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     22 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 14 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковое заявление прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Ушивцева Александра Николаевича, *** года рождения, лекарственными препаратами ***, *** незаконным.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Ушивцева Александра Николаевича лекарственными препаратами: ***, *** в соответствии с медицинскими показаниями и рецептами от 02 ноября 2017 года серия 731781 №2462, от 07 декабря 2017 года серия 731781 № 2767, от 07 декабря 2017 года серия 731781 № 2770.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Ушивцева А.Н. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), государственному учреждению здравоохранения (далее – ГУЗ) «Мулловская участковая больница» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, Ушивцев А.Н., *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию, включен в федеральный список льготников на получение лекарственных препаратов с диагнозами «***» и «***». В связи с имеющимися диагнозами Ушивцев А.Н. нуждается в постоянном приеме  лекарственных препаратов ***, ***, ***, ***. Ушивцеву А.Н. лечащим врачом ГУЗ «Мулловская участковая больница» выписаны рецепты: 02 ноября, 07 декабря 2017 года  на лекарственный препарат ***; 07 декабря 2017 года – на лекарственный препарат ***. При обращении истца в аптечный пункт АО «УльяновскФармация» в выдаче указанных лекарственных препаратов по рецептам врача Ушивцеву А.Н. отказано по причине отсутствия их в наличии. С учетом уточнения требований просил признать бездействие Министерства по обеспечению Ушивцева А.Н. лекарственными препаратами *** и *** незаконным; обязать Министерство обеспечить Ушивцева А.Н. лекарственными препаратами ***, *** в соответствии с медицинскими показаниями и рецептами от 02 ноября 2017 года серии 731781 № 2462, 07 декабря 2017 года серии 731781 № 2767, серии 731781 № 2770.

Рассмотрев требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты *** и *** по соответствующим государственным контрактам, соответственно Министерство не бездействовало по обеспечению Ушивцева А.Н. данными лекарственными препаратами. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. За назначение, дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач. Просит учесть, что дальнейшее обеспечение Ушивцева А.Н. лекарственными препаратами осуществляется. Таким образом, Министерство выполняет свои обязательства по его обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями. Полагает, что необеспечение Ушивцева А.Н. лекарственными препаратами по спорным рецептам возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Утверждает, что Министерство не имеет возможности обеспечить истца лекарственными препаратами по причине истечения срока годности рецептов. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и Ушивцев А.Н., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Также ссылается на отсутствие возможности обеспечить Ушивцева А.Н. лекарственными препаратами по причине завершения 2017 финансового года.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ушивцев А.Н., *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию, в связи с имеющимися диагнозами «***», «***» наблюдается в ГУЗ «Мулловская участковая больница» у врачей *** и ***, нуждается в приеме лекарственных препаратов *** и ***.

02 ноября 2017 года лечащим врачом Ушивцеву А.Н. был выписан рецепт на лекарственный препарат *** 850 мг № 60; 07 декабря 2017 года – рецепты на лекарственные препараты *** 1000 мг № 60, *** 500 мг № 100.

Лекарственными препаратами по названным выше рецептам истец обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о признании бездействия Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области незаконным и возложении на Министерство обязанности по обеспечению Ушивцева  А.Н. лекарственными препаратами *** и ***, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Лекарственные препараты *** и ***, в приеме которых нуждается Ушивцев А.Н., включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Ушивцева А.Н. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Ушивцева А.Н. лекарственными препаратами по конкретном рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Ушивцев А.Н.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецепта, срок годности которого истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Ушивцева А.Н. в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Ушивцева А.Н. лекарственными препаратами в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 14 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи