Судебный акт
Об обеспечении лекарствеенными препаратами
Документ от 15.05.2018, опубликован на сайте 31.05.2018 под номером 73262, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписать бесплатные рецепты, решение (не осн. требов.) отменено в части с прекращением производства

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Иванова С.Ю.                                                   Дело № 33-1911/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 25 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

иск прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписать Платову Сергею Ивановичу бесплатные рецепты на изделия медицинского назначения за период с августа по сентябрь  2017 г. на *** в количестве 30 штук, бесплатный рецепт за апрель 2017 г. на лекарственный препарат  ***, 1000 мг № 60.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Платова Сергея Ивановича лекарственным препаратом *** 1000 мг № 60 по рецепту от 24.05.2017, *** 1000 мг № 60 по рецепту от 25.07.2017, *** 1000 мг № 60 по рецепту от 25.08.2017,  *** 1000 мг № 60 по рецепту от 22.09.2017, *** 1000 мг № 60 по рецепту от 23.10.2017, а также медицинскими изделиями: *** № 50 по рецепту от 26.06.2017, *** № 50 по рецепту от 23.10.2017, *** в количестве 20 шт. по рецепту от 16.12.2016.

В остальной части отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор  Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Платова С.И. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство), государственному учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» (далее - ГУЗ «ЦК МСЧ имени В.А. Егорова») о возложении обязанности выписать бесплатные рецепты на лекарственные препараты и бесплатно обеспечить лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. В обоснование иска указал, что Платов С.И., страдает заболеванием «***», с которым состоит на учёте в ГУЗ «ЦК МСЧ имени В.А. Егорова», нуждается постоянном приеме лекарственного препарата ***, ***, *** ***. Однако,  с января 2017 г. рецепты на *** выписывались Платову С.И. нерегулярно, выписанные рецепты аптечным учреждением в полном объеме не обеспечивались. Так, в апреле 2017 г. Платову С.И. не выписан льготный рецепт на препарат ***, льготные рецепты на указанный препарат от 24.05.2017, 25.07.2017, 25.08.2017, 22.09.2017, 23.10.2017 аптечным учреждением не обеспечены. Лечащим врачом не выписаны рецепты на *** *** в августе, сентябре 2017 г., два льготных рецепта на *** от 26.06.2017, 23.10.2017 аптечным учреждением не обеспечены. Льготный рецепт от 16.12.2016 на *** в количестве 100 шт. аптечным учреждением также не обеспечен. Просил обязать ГУЗ «ЦК МСЧ имени В.А. Егорова» выписать Платову С.И. бесплатные рецепты на лекарственный препарат ***, дозировкой 1000 мг в количестве 60 шт. за апрель 2017 г., *** *** в количестве 100 шт. за август, сентябрь 2017 г., обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Платова С.И. лекарственным препаратом *** в количестве 300 таблеток дозировкой 1000 мг по рецептам от 24.05.2017, 25.07.2017, 25.08.2017, 22.09.2017, 23.10.2017, *** в количестве 100 шт.  по рецептам от 26.06.2017, 23.10.2017, *** в количестве 20 шт. по рецепту от 16.12.2016, решение обратить к немедленному исполнению.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «УльяновскФармация» и, рассмотрев требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что Министерством закупались медицинские изделия – *** и *** по соответствующим государственным контрактам. Соответственно, Министерство не бездействовало по обеспечению Платова С.И. данными медицинскими изделиями. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Просит учесть, что Платов С.И. был обеспечен указанными лекарственным препаратом *** по выписанным рецептам от 24.05.2017, 25.07.2017, 23.10.2017 и медицинскими изделиями – *** по рецепту от 23.10.2017. Дальнейшее обеспечение  Платова С.И. необходимыми ему лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Министерством осуществляется.  Полагает, что необеспечение Платова С.И. лекарственным препаратом *** по рецептам от 25.08.2017, 22.09.2017, *** по рецепту от 26.06.2017, *** по рецепту от 16.12.2016 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Кроме того, срок годности спорных рецептов истек, и в связи с завершением 2017 финансового года Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение лекарственными препаратами по рецептам за 2017 год. Обращает внимание, что льготные рецепты на лекарственный препарат *** в апреле 2017 года, а на *** в августе и сентябре 2017 года Платову С.И. не выписывались.

В возражениях на жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В письменном заявлении, представленном в суд апелляционной инстанции, Платов С.И. указывает об отказе исковых требований в части возложения на Министерство обязанности обеспечить его лекарственным препаратом *** по рецептам от 29.05.2017, 25.07.2017, 23.10.2017; медицинскими изделиями – *** по рецепту от 23.10.2017; просит производство по делу в указанной части прекратить.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заявления Платова С.И. об отказе от части исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска на любой стадии судебного производства.

В силу статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, совершенный после  принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. При принятии отказа истца от иска  суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение  суда и прекращает  производство по делу.

Согласно статье 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если  истец отказался от иска и отказ принят судом.

Учитывая, что отказ Платова С.И. от иска в части не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд полагает возможным принять отказ Платова С.И. от исковых требований в части возложения на Министерство обязанности обеспечить его лекарственным препаратом *** по рецептам от 29.05.2017, 25.07.2017, 23.10.2017; медицинскими изделиями – *** по рецепту от 23.10.2017, и прекратить производство по делу в данной части.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Платов С.И., *** года рождения, с 2013 года наблюдается в поликлинике по месту жительства с диагнозом: ***, находится на ***.

В 2017 году ежемесячно после осмотра врача-эндокринолога Платову С.И. выписывались льготные рецепты на лекарственный препарат ***, *** ***, а также *** (***), за исключением апреля 2017 г., когда истцу не был выписан рецепт на препарат ***, а также августа-сентября 2017 г., когда Платову С.И. не был выписан рецепт на *** ***.

Полагая, что права Платова С.И. на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом *** и медицинскими изделиями были нарушены, кроме того, выписанные Платову С.И. льготные рецепты на лекарственный препарат *** от 25.08.2017, 22.09.2017, медицинские изделия – *** от 26.06.2017, *** от 16.12.2016 не обеспечены, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Частично удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах Платова С.И, и возлагая на ГУЗ «ЦК МСЧ им. В.А. Егорова» обязанность выписать Платову С.И. рецепты на лекарственный препарат *** за апрель 2017 года, изделия медицинского назначения - *** за период с августа по сентябрь 2017 года, а на Министерство – обязанность обеспечить истца лекарственным препаратом *** по рецептам от 25.08.2017, 22.09.2017, медицинскими изделиями: *** по рецепту от 26.06.2017, *** по рецепту от 16.12.2016, суд первой инстанции исходил из имеющегося у Платова С.И. диагноза (***), Перечня категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, и утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года № 748 Стандарта медицинской помощи больным с ***.

Вместе с тем суд первой инстанции не учел, что Согласно с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача (далее – Порядок от 20.12.2012 №1175н).

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами (изделиями медицинского назначения) за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного при обращении гражданина в лечебно-профилактическое учреждение лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (изделий медицинского назначения).

Из материалов дела следует, что в апреле 2017 г. Платову С.И. не выписывался льготный рецепт на лекарственный препарат ***, а в августе-сентябре 2017 г. – на *** и, соответственно, его нуждаемость в данных изделиях медицинского назначения, а также в лекарственном препарате *** лечащим врачом не определялась.

Возможность оформления рецептов за прошедшее время приведенными выше положениями законодательства, устанавливающими порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами (изделиями медицинского назначения) за счет средств бюджета, не предусмотрена.  

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ГУЗ «ЦК МСЧ им. В.А. Егорова» обязанности выписать льготные рецепты на препарат *** за апрель 2017 г., изделия медицинского назначения – *** за август-сентябрь 2017 г. являются по своей сути обоснованными.

Вместе с тем, из представленных материалов следует, что решение суда в части возложения на ГУЗ «ЦК МСЧ им. В.А. Егорова» обязанности выписать Платову С.И. бесплатные рецепты на медицинские изделия и лекарственный препарат исполнено.

01.02.2018 лечащим врачом Платову С.И. выписаны рецепты серии 731813 №3827 на лекарственный препарат ***, серии 731813 № 3826 на ***.

Поскольку в соответствии с принципом уважения собственности не допускается произвольное лишение полученного по решению суда имущества, решение суда в части возложения на ГУЗ «ЦК МСЧ им. В.А. Егорова» обязанности выписать Платову С.И. бесплатные рецепты на изделия медицинского назначения: ***, а также лекарственный препарат *** отмене не подлежит.

Проверяя законность и обоснованность судебного решения в части возложения на Министерство обязанности обеспечить Платова С.И. лекарственным препаратом *** по рецептам от 25.08.2017, 22.09.2017, а также медицинскими изделиями – *** по рецепту от 26.06.2017, *** от 16.12.2016, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В данный Перечень включено заболевание «***», лица, страдающие данным заболеванием, при амбулаторном лечении подлежат обеспечению бесплатно всеми лекарственными средствами, ***, *** «***», «***» 1 и 2, ***, средствами диагностики.

24.05.2017, 25.07.2017, 25.08.2017, 22.09.2017, 23.10.2017 лечащим врачом Платову С.И. были выписаны рецепты на лекарственный препарат ***, 26.06.2017, 23.10.2017 – на ***, 16.12.2016 – на *** в количестве 20 шт.

Платов С.И. не был обеспечен: лекарственным препаратом *** по рецептам от 25.08.2017, 22.09.2017, *** – по рецепту от 26.06.2017, иглами для *** – по рецепту от 16.12.2016 по причине их отсутствия в аптечной сети.

Материалами дела подтверждено, что по рецептам на лекарственный препарат *** от 24.05.2017 и от 25.07.2017 Платовым С.И. был получен лекарственный препарат *** (аналог ***) 29.05.2017 и 03.08.2017 соответственно, по рецепту от 23.10.2017 – лекарственный препарат *** (аналог ***) 27.10.2017.

Тест-полоски по рецепту от 23.10.2017 были получены Платовым С.И, 20.11.2017.

Удовлетворяя исковые требования прокурора в части возложения на Министерство обязанности обеспечить Платова С.И. лекарственным препаратом *** по рецептам от 25.08.2017 и 22.09.2017, *** по рецепту от 26.06.2017, *** по рецепту от 16.12.2016, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Платова С.И. бесплатно на период амбулаторного лечения лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. 

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Платов С.И.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Платова С.И. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, поскольку, как указано выше, рецепты на лекарственный препарат *** от 24.05.207, 25.07.2017, 23.10.2017 и на *** от 23.10.2017 фактически были обеспечены в установленный законом срок (в течение месяца) и до вынесения обжалуемого судебного решения, Платов С.И. отказался от исковых требований к Министерству в части возложения на него обязанности обеспечить его лекарственным препаратом *** и *** по названным рецептам, судебное решение подлежит отмене в части возложения на Министерство обязанности по обеспечению Платова С.И. названными лекарственным препаратом и медицинскими изделиями по указанным рецептам, а производство по делу в указанной части - прекращению.

В остальной части решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 25 декабря 2017 года отменить в части возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности обеспечить Платова Сергея Ивановича лекарственным препаратом *** по рецептам от 24.05.2017, 25.07.2017, 23.10.2017 в объеме 1000 мг № 60 по каждому рецепту; изделиями медицинского назначения – *** по рецепту от 23.10.2017.

Принять отказ Платова Сергея Ивановича от иска к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом *** по рецептам от 29.05.2017, 25.07.2017, 23.10.2017; изделиями медицинского назначения – *** по рецепту от 23.10.2017.

Производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи