Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 15.05.2018, опубликован на сайте 31.05.2018 под номером 73255, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                     Дело № 33-1824/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      15 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре  Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 января 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Салдыбаевой Татьяны Евгеньевны  удовлетворить.

Обязать Министерство промышленности,  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Салдыбаевой Татьяне Евгеньевне  благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании  «город У***».

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского  района г. Ульяновска в интересах Салдыбаевой Т.Е. обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) по своевременному обеспечению Салдыбаевой Т.Е. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, возложении на Министерство обязанности обеспечить Салдыбаеву Т.Е. таким жилым помещением на территории муниципального образования «город У***». В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Салдыбаева Т.Е., *** года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца были лишены родительских прав. Постановлением главы администрации муниципального образования «Павловский район» от 31 августа 2007 гола над Салдыбаевой Т.Е. назначена опека, постановлением и.о. главы администрации МО «Павловский район» от 03 декабря 2007 года установлено попечительство по договору о приемной семье. Распоряжением главы Новоспасского района Ульяновской области от 26 сентября 2002 года № 631 за Салдыбаевой Т.Е. закреплено право проживания в жилом помещении по адресу: У*** область, Н*** район, село С***, ул.Ц***, д.***, кв.***, которое на основании заключения межведомственной комиссии от 17 октября 2011 года признано не пригодным для проживания. 20 февраля 2014 года Салдыбаева Т.Е. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако такое жилое помещение ей не предоставлено.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение истцу не предоставлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление Салдыбаевой Т.Е. первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указывает, что Салдыбаева Т.Е. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения.  

В возражениях на жалобу прокурор Ленинского района г. Ульяновска просит решение  суда оставить без изменения, жалобу Министерства – без удовлетворения.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Салдыбаева Т.Е., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 09 марта 2004 года родители истца были лишены родительских прав.

Постановлением Главы администрации муниципального образования «Павловский район» от 31 августа 2007 года № 125 над несовершеннолетней Салдыбаевой Т.Е. была установлена опека.

Постановлением и.о. Главы администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от 01 ноября 2011 года № 1084 Салдыбаева Т.Е. поставлена на регистрационный учет на получение жилья.

В настоящее время Салдыбаева Т.Е. на период обучения в ФГБПОУ «У***» зарегистрирована и проживает в общежитии по адресу: г. У***, ул. А***, д. ***, блок ***, ком. ***.

20 февраля 2014 года Салдыбаева Т.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Салдыбаевой Т.Е., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Установленная постановлением Правительства Ульяновской области                   от 14 октября 2014 года № 466-П возможность получения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не освобождает ответчика от обязанности по обеспечению истца из числа лиц указанной категории жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи