Судебный акт
Перерасчет платы
Документ от 15.05.2018, опубликован на сайте 29.05.2018 под номером 73190, 2-я гражданская, о возложении обязанности установить приборы учета, произвести перерасчет платежей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                                         Дело № 33-1742/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        15 мая 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Костюниной Н.В., Подгорновой О.С.,

при секретаре  Шумеевой Е.Ю. 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Антишина Дмитрия Михайловича, администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 января 2018 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 февраля 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования Антишина Дмитрия Михайловича к администрации города Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска установить приборы учета холодной воды и горячей воды в квартире № *** дома № *** по ул. Г*** г.У***.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

В удовлетворении иска Антишина Дмитрия Михайловича к Открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания Ленинского района» отказать полностью.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения Антишина Д.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Антишин Д.М. обратился в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к администрации города Ульяновска, открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания Ленинского района» (ОАО «ГУК Ленинского района») о возложении обязанности установить приборы учета, произвести перерасчет.

В обоснование иска указал, что является нанимателем квартиры № *** дома *** по ул. Г*** в г.У*** по договору социального найма. В настоящее время в указанной квартире он проживает один, прописанные ранее его бывшая жена Антишина Т.Г., сын Антишин А.Д. с 2002 года по этому адресу не проживают, несовершеннолетние дети от другого брака: А*** П***, И***, Н*** с конца августа 2016 года проживают в г. У*** по ул. С***, д. ***.

Собственником указанного помещения является администрация г.Ульяновска, которая в нарушение положений Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» не организовала установку приборов учета воды, тепловой энергии до 01.01.2015, а учета газа до 01.01.2016.

На просьбы по установке приборов учета получал ответ об отсутствии возможности, в связи с чем был вынужден в декабре 2016 года самостоятельно установить счетчик электроэнергии.

Несмотря на предоставленные истцом документы о том, что члены семьи в квартире не проживают, с 01.01.2017 начисления за потребленные коммунальные услуги производятся по среднему на всех прописанных в квартире членов с учетом повышающего коэффициента.

Просил суд обязать администрацию города Ульяновска установить в кв. *** д.*** по ул. Г*** г. У*** приборы учета ГВС и ХВС, взыскать с администрации г.Ульяновска 2550 руб. -  затраты на установку счетчика электроэнергии; обязать ОАО «ГУК Ленинского района» произвести перерасчет платежей за потребленные коммунальные услуги из расчета одного проживающего с 01.09.2016 по день вынесения решения суда; обязать ОАО «ГУК Ленинского района» производить начисления за потребленные коммунальные услуги в кв. *** д. *** по ул.Г*** г.У*** из расчета одного проживающего с момента вынесения решения суда и до установки администрацией г.Ульяновска приборов учета потребленных коммунальных платежей.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО «РИЦ-Ульяновск», Антишина Т.Г., Антишин А.Д., Элли А.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей А*** И.Д., А*** Н.Д., А*** П.Д., ООО «УК «Добрый дом».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Антишин Д.М. просит решение суда изменить, удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Выражает несогласие с отказом суда во взыскании понесенных им затрат на установку счетчика электроэнергии в размере 2550 руб. ввиду не предоставления доказательств ввода его в эксплуатацию. Полагает, что договор на демонтаж, монтаж счетчика свидетельствуют о его подключении к сети, что является вводом в эксплуатацию. Пломбировка счетчика на его работу не влияет. В данном случае пломбировку счетчика он произвел в апреле 2016 года, на что есть соответствующие документы.

Полагает, что срок обращения с заявлением на перерасчет платы за коммунальные услуги исходя из одного проживающего им не пропущен, поскольку члены семьи не проживают в квартире с 2015 года. В ОАО «ГУК Ленинского района» ему пояснили, что справки достаточно предоставлять раз в полгода. В конце 2016 года справки о временном отсутствии проживающих были приняты, но уже в июне 2017 года справки отказались принять в связи с принятием закона № 354.

Также ссылается на Постановление Правительства РФ № 1498, в соответствии с которым начисления за коммунальные услуги с 01.01.2017 производят только по количеству прописанных лиц. Указывает, что судом не выяснен факт перерасчета оплаты коммунальных услуг с 01.09.2016 по 01.01.2017.

В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска просит решение суда отменить. Не соглашается с возложением обязанности на администрацию установить приборы учета холодной воды и горячей воды в квартире, нанимателем которой является истец. Указывает, что ст.65 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривает обязанность наймодателя устанавливать приборы учета. Ссылаясь на постановление АС Волго-Вятского округа от 26.02.2015 по делу №А43-19087/2014, полагает, что после 01.07.2013 оснащение помещения приборами учета должна осуществлять ресурсоснабжающая организация.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником помещения.

Данное положение соотносится со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных норм материального права следует, что установка приборов учета должна быть обеспечена собственником помещения дома.

Поскольку истец является нанимателем муниципальной квартиры, расположенной по адресу: г. У***, ул. Г***, д. ***, кв. ***, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию г.Ульяновска установить приборы учета холодной воды и горячей воды в указанной квартире.

Исходя из ответа администрации г.Ульяновска от 11.08.2017 на обращение Антишина Д.М. по поводу установления индивидуальных приборов учета следует, что в бюджете города на 2017 год заложено 200 тыс. руб. на установку индивидуальных приборов учёта холодной воды, горячей воды и электрической энергии в муниципальных квартирах. На данную сумму в полном объеме сформирован адресный перечень муниципальных квартир (на основании поданных в 2016 году и январе 2017 года нанимателями жилых помещений заявок), в которых планируется установка индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии.

Вопрос выделения денежных средств на установку приборов учета коммунальных ресурсов будет рассмотрен при утверждении бюджета города на 2018 год. Адрес истца включен в адресный перечень на установку приборов учета в 2018 году.

Из указанного ответа следует, что администрация г.Ульяновска приняла на себя обязанность по установке счетчиков в вышеуказанной квартире. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы администрации о том, что суд необоснованно возложил на нее обязанность по установке счетчиков, судебная коллегия находит несостоятельными.

Во взыскании с администрации г.Ульяновска расходов на установку счетчика электроэнергии судом было отказано обоснованно, поскольку установленный истцом в декабре 2016 года счетчик не введен в эксплуатацию.

Согласно статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261 -ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию; до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных  способов  определения   количества  энергетических  ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; указанные расчетные способы должны определять       количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2).

В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила № 354), ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Согласно подпункту "у" пункта 31 Правил N 354 необходимым документальным условием для ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений является заявление потребителя.

Из содержания приведенных норм следует, что расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных приборов учета только после их ввода в эксплуатацию. Ввод установленного прибора в эксплуатацию осуществляется на основании заявки потребителя.

Данные условия истцом выполнены не были. Доказательств документального оформления прибора учета в качестве прибора учета истцом не представлено.

Доводы истца о том, что монтаж счетчика свидетельствуют о его подключении к сети, и введении в эксплуатацию, являются несостоятельными, поскольку вводом установленного прибора учета в эксплуатацию является документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета.

Решение суда в части отказа в удовлетворении требований о перерасчете платежей за потребленные коммунальные услуги, за период с 01.09.2016 по день вынесения решения суда также является законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, в вышеуказанной квартире кроме истца зарегистрированы: Антишина Татьяна Геннадьевна, *** года рождения (бывшая супруга нанимателя); Антишин Андрей Дмитриевич, *** года рождения (сын нанимателя); и дети нанимателя от другого брака с Элли А.А.: А*** П*** Д***, *** года рождения. А*** И*** Д***, *** года рождения. А*** Н*** Д***, *** года рождения.

07.07.2017 истец подал в ОАО «ГУК Ленинского района» заявление о перерасчете размера платы за коммунальные услуги за период с 01.09.2016 по 31.12.2016 в связи с временным отсутствием Антишиной Т.Г., Антишина А.Д., А*** П.Д., А*** И.Д., А*** Н.Д.

Поскольку с 01.01.2017 решением общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме управляющей организации выбрано ООО «УК «Добрый дом», на ОАО «ГУК Ленинского района» не может быть возложена обязанность по перерасчету размера платы за коммунальные услуги с 01.01.2017.

Требований к ООО «УК «Добрый дом» истцом не заявлено, с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальные услуги Антишин Д.М. в ООО «УК «Добрый дом» не обращался.

Также суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о перерасчете размера платы за коммунальные услуги с 01.09.2016, поскольку истцом был нарушен срок обращения с соответствующим заявлением о перерасчете, при этом доказательств уважительности пропуска данного срока не представлено.

Согласно п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Исходя из указанной нормы, перерасчет размера платы за коммунальные услуги носит строго заявительный характер.

Из представленных доказательств следует, что истец своевременно с заявлением о перерасчете платы за жилое помещение и коммунальные услуги в связи с временным отсутствием членов семьи в управляющую компанию не обращался, допустимых доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.

Сам по себе факт неиспользования членами семьи нанимателя жилого помещения и не проживание в нем в силу ч.11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Вопреки доводам истца, доказательств того, что в 2016 году он обращался с заявлением о перерасчете в ОАО «ГУК Ленинского района» и такой перерасчет был произведен, в материалах дела не имеется. Из имеющихся лицевых счетов следует, что начисления производились исходя из количества проживающих: 6 человек.

В суде апелляционной инстанции Антишин Д.М. подтвердил, что перерасчет в 2016 году ему не производился. Иного заявления о перерасчете, кроме имеющегося в материалах дела заявления от 07.07.2017, истцом представлено не было. Также им были уточнены доводы апелляционной жалобы в той части, что дети от брака с   Элли А.А.; П***, И***, Н*** не проживают в квартире с августа 2016 года, а не с 2015 года (как указано в жалобе).

В силу изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 января 2018 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Антишина Дмитрия Михайловича, администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий               

 

Судьи