Судебный акт
Взыскание незаконно выплаченной компенсации
Документ от 15.05.2018, опубликован на сайте 31.05.2018 под номером 73183, 2-я гражданская, о взыскании неправомерно начисленных и выплаченных бюджетных средств, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузьмин С.М.                                                    Дело № 33-1863/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах муниципального образования «Чердаклинский район» на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 31 января 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, в интересах муниципального образования «Чердаклинский район», к Терехиной Ларисе Александровне о взыскании неправомерно начисленных и выплаченных бюджетных средств в сумме 220 519 руб. 24 коп., оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., поддержавшего доводы апелляционного представления, ответчицы Терехиной Л.А., ее представителя Чагинского В.В., возражавших против доводов апелляционного представления, полагавших решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском, в интересах муниципального образования «Чердаклинский район», к Терехиной Л.А. о взыскании неправомерно начисленных и выплаченных бюджетных средств.

В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой Чердаклинского района проверкой бюджетного и иного законодательства выявлены нарушения в деятельности Совета депутатов муниципального образования «Чердаклинский район».

Согласно решению заместителя председателя Совета депутатов МО «Чердаклинский район» А*** З.М. от 20.04.2016 № 37 Терехина Л.А. избрана ***  МО «Чердаклинский район», на непостоянной основе.

Решением Совета депутатов МО «Чердаклинский район» от 19.09.2012 № 60 «О порядке ежемесячной денежной компенсации *** муниципального образования «Чердаклинский район», осуществляющему  полномочия на непостоянной основе, за весь  период освобождения его от основного места работы для осуществления им полномочий *** выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 375 руб. за один час участия в представлении МО «Чердаклинский район» в отношениях  с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями в работе Совета депутатов МО «Чердаклинский район», но не более месячного фонда заработной платы 17 940 руб. (в том числе начисления на оплату труда 4 140 руб.).

Расходы, связанные с исполнением  настоящего решения, являются расходными  обязательствами  МО «Чердаклинчский район» и осуществляются за счет средств, предусмотренных в районном бюджете.

Приказом начальника Управления образования МО «Чердаклинский район» от 26.08.1991 № 2  Терехина Л.А.  назначена *** МКУ ДО Чердаклинского Центра дополнительного образования. 20.06.2017 начальником Управления образования МО «Чердаклинский район» с Терехиной Л.А. заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Как установлено в ходе проверки, Терехиной Л.A. одновременно  ставились часы работы в МКУ ДО Чердаклинский ЦДО и в Совете депутатов МО «Чердаклинский район», при этом Терехина Л.A. в указанные периоды трудовую деятельность в  учреждении образования не осуществляла. Соответственно ответчице незаконно начислены и выплачены денежные средства за работу в  Совете депутатов МО «Чердаклинский район» с апреля 2016 года по ноябрь 2017 года на общую сумму 220 519 руб. 24 коп.

Просит указанную сумму взыскать  с Терехиной Л.А. в бюджет МО «Чердаклинский район».

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены МУ администрация МО «Чердаклинский район», Совет депутатов МО «Чердаклинский район».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционном представлении прокурор Чердаклинского района Ульяновской области не соглашается с решением  суда,  просит его отменить, принять по делу новое судебное решение. В обоснование представления ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Считает, что судом не была дана оценка и неверно  применены положения статьи 2 Закона №42-ЗО, согласно которой освобождение депутата, члена выборного органа, от занимаемой должности при осуществлении им полномочий на непостоянной основе, производится по инициативе указанных лиц на основании их письменного уведомления. Отмечает, что Терёхиной Л.А. не направлялось уведомления о необходимости освобождения от исполнения  трудовых обязанностей по основному месту работы не направлялось, соответственно выплата заработной платы в указанные периоды  производилась в полном объеме.  При этом,  судом установлено, что за период с апреля 2016 года по ноябрь 2017 года, ответчице были начислены и выплачены денежные средства на общую сумму 220 519 рублей 24 копейки, за участие в представлении МО «Чердаклинский район» в отношениях с органами местного самоуправления другим муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, в работе Совета депутатов МО «Чердаклинский район». Этот факт не отрицается и самой ответчицей.  Полагает, что Терёхина Л.А. не исполняла свои трудовые обязанности в  МКУ ДО Чердаклинский ЦДО в установленные часы работы в Совете депутатов МО «Чердаклинский район», получая за них заработную плату в полном объеме. При таких обстоятельствах  выплата ежемесячной Терехиной Л.А. компенсации за исполнение обязанностей *** МО «Чердаклинский район» является  не законной.

В возражениях на апелляционное представление Терёхина Л.А. и её представитель Чагинский В.В. просят оставить решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 31 января 2017 года без изменения, апелляционное представление прокурора Чердаклинского района Ульяновской области – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц МУ администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, Совета депутатов МО «Чердаклинский район»  Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются как несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, так и неправильное применение  норм материального права, т.е. неприменение закона. Подлежащего применению, неправильное  истолкование закона.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах муниципального образования «Чердаклинский район», во взыскании с Терехиной Л.А. излишне выплаченной компенсации за исполнение  обязанностей  *** МО «Чердаклинский район» за период с апреля 2016 года по ноябрь 2017 года, суд  неверно установил обстоятельства дела,   неправильно истолковав закон,  необоснованно пришел к выводу о том, что имеется нарушение финансовой дисциплины в действиях  работодателя ответчицы по ее основному месту работы, соответственно правовых оснований ко взысканию с Терехиной Л.А. компенсации за исполнение обязанностей *** МО «Чердаклинский район» не имеется.

При таких обстоятельствах решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области  от 31.01.2018 подлежит отмене.    

Из материалов дела следует, что Терехина Л.А. является ***  Совета депутатов МО «Чердаклинский район»  и замещает выборную должность *** МО «Чердаклинский район» с 20.04.2016 на непостоянной основе.

В период  с 26.08.1991 по настоящее время  Терехина Л.А. занимает должность *** МКУ ДО Чердаклинского Центра дополнительного образования (ранее  Дома пионеров и школьников).

В силу ст. 172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закон Ульяновской области от 16.04.2008 N 42-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ульяновской области» в соответствии с уставом муниципального образования депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления за счет средств, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) на содержание органов местного самоуправления, могут возмещаться расходы, связанные с осуществлением полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Размер и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа соответствующего муниципального образования.

Решением Совета депутатов Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области  за № 60 от 19.09.2012 установлено, что ***  МО «Чердаклинский район», осуществляющему полномочия на непостоянной основе, за весь период освобождения его от основного места работы для осуществления  им полномочий  *** выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 375 руб. за один час участия в представлении муниципального образования «Чердаклинский район» в отношениях с  органами местного самоуправления  других муниципальных образований, органами  государственной власти, гражданами и организациями. В работе Совета дщепутатов  муниципального образования «Чердаклинский район», но не более месячного фонда заработной платы 17 940 руб. ( в том числе начисления на оплату труда 4140 руб.).

Расходы, связанные с исполнением  настоящего решения, являются расходными  обязательствами  МО «Чердаклинчский район» и осуществляются за счет средств, предусмотренных в районном бюджете.

На основании вышеназванного решения Совета депутатов Терехиной Л.А. за период с апреля 2016 года  по  ноябрь 2017 года  выплачена денежная компенсация в размере 220 519 руб. 24 коп.

Данный факт сторонами не оспаривается.

Из представленных табелей учета рабочего времени за тот же период, а также расчетных ведомостей о полученной ответчицей заработной плате по месту работы следует, что Терехина Л.А. отработала в МКУ  ДО Чердаклинский Центр дополнительного образования полностью восьми часовой рабочий день и, соответственно заработная плата ей была выплачена в полном объеме.

Таким образом, ответчица на период исполнения своих обязанностей  *** муниципального образования не освобождалась от исполнения своих должностных обязанностей по основному месту работы, получала заработную плату в полном объеме

Учитывая, что  установленная Советом депутатов денежная компенсация по своей правовой природе направлена не для оплаты труда ***, а для восполнения недополученных доходов выборного должностного лица по основному месту работы, т.е. носит компенсационный характер, судебная коллегия  приходит к  выводу о незаконности получения Терехиной Л.А. указанной компенсации за период выполнения ею трудовых обязанностей по основному месту работы.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь  ст. 1102 ГК РФ, судебная коллегия полагает необходимым взыскать  с  Терехиной Л.А. в бюджет муниципального образования излишне выплаченную компенсацию в размере 220 519 руб. 24 коп.

При этом, доводы Терехиной Л.А. и ее представителя  в части того, что в оспариваемый период ответчица добросовестно исполняла свои должностные обязанности по основному месту работы в полном объеме и  обязанности по выборной должности ***  МО «Чердаклинский район», соответственно  оплата должна была производится  в полном объеме как по месту работы, так  и по выборной должности, являются не состоятельными, основанными на неверном толковании закона.  

Как указывалось выше, оплата труда по выборной должности является компенсацией за утрату заработка по основному месту работы в период выполнения общественной работы, соответственно может быть выплачена только в том случае, если работник был освобожден от работы по основному месту работы и не получил заработную плату.

Выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус и отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность и выполнением обязанностей по данной должности,  по своему характеру отличаются от трудовых отношений, суд правомерно не применил нормы трудового законодательства, регулирующие оплату труда при совместительстве.

Поскольку ответчица на период выполнения ею обязанностей *** МО «Чердаклинский район» от обязанностей по основному месту работы не освобождалась и  заработная плата ей была выплачена полностью, т.е. каких-либо финансовых потерь она не понесла, соответственно оснований для выплаты компенсации не имелось.

В данном случае качество выполнения  ответчицей как должностных обязанностей по основному месту работы, так и по выборной должности, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.

Не состоятельны и доводы ответчицы в части того, что она не знала о том, что не имеет права на получение компенсации за выполнение  обязанностей по выборной должности.

Как следует из п.1 Решение Совета депутатов  МО «Чердаклинский район» Ульяновской области № 60 от 19.09.2012 компенсация  за выполнения обязанностей по выборной должности *** МО «Чердаклинский район» устанавливается  на период освобождения от основного места работы.

При этом, ст.2 Закона № 42-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного  самоуправления в Ульяновской области»  освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления от работы при осуществлении ими полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на непостоянной основе производится по инициативе указанных лиц на основании  их письменного уведомления. 

Занимая должность  *** МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, Терехина Л.А. не только могла, но и была ознакомиться (изучить) данные нормативные правовые акты. 

Поскольку исковые требований прокурора о взыскании с Терехиной Л.А. компенсации за исполнение  обязанностей *** МО «Чердаклинский район» удовлетворены полностью, с ответчицы в соответствии со ст.103 ГПК РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 405 руб. 20 коп.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 31 января 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Взыскать с Терехиной Ларисы Александровны  в доход бюджета Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области полученную денежную компенсацию в размере  220 519 руб. 24 коп., государственную пошлину – 5 405 руб. 20 коп.  

 

Председательствующий

 

Судьи: