Судебный акт
Оспаривание нормативно-правового акта администрации г.Ульяновска-Схема размещения НТО
Документ от 15.05.2018, опубликован на сайте 01.06.2018 под номером 73127, 2-я гражданская, о признании постановления не соответсвующим нормативным правовым актам, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                 Дело № 33а-1896/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      15 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей  Трифоновой Т.П.  и Лифановой З.А.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 января 2018 года, по которому постановлено:

 

административный иск Шеремета Алексея Юрьевича удовлетворить.

Признать  недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления Администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463»  в части исключения  строки 108 (предусматривающей размещение нестационарного торгового объекта юго-западнее жилого дома № *** по ул. М***, участок № *** по Генплану)  из раздела «Ленинский район» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденной постановлением администрации город Ульяновска от 29.04.2016 № 1463 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Ульяновск сегодня».

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителей администрации г.Ульяновска Прошутинской Н.Г. и Золотарёвой Ю.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Шеремета А.Ю. – Ануфриева К.Г., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Сальникова А.А. об отмене решения суда, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шеремет А.Ю. обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска об оспаривании нормативного правового акта.

В обоснование требований указал, что постановлением администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463» из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск» были исключены 8 киосков и 1 павильон, в том числе, и принадлежащий ему - Шеремету А.Ю. на праве собственности киоск площадью 12 кв.м, расположенный юго-западнее жилого дома № *** по ул. М*** (участок № *** по генплану). В дальнейшем принадлежащий ему киоск был демонтирован в принудительном порядке.

Истец считает данное постановление незаконным в части, касающейся размещения принадлежащего ему нестационарного торгового объекта. Указывает, что данное постановление принято с нарушением Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденного Приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 № 6.

Кроме  того, истец указывает на то, что осуществлял эксплуатацию НТО на законных основаниях, поскольку земельный участок был предоставлен ему в аренду на основании договора, который до настоящего времени не расторгнут.

Несмотря на прекращение истцом предпринимательской деятельности, оспариваемое постановление нарушает его права.

В постановлении неверно указан кадастровый номер земельного участка, на котором находился НТО.

18.08.2017 он обращался в Арбитражный суд Ульяновской области с аналогичным заявлением. Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.10.2017 производство по делу было прекращено, поскольку он -Шеремет А.Ю., не является индивидуальным предпринимателем. 

Истец просил признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающими его права, свободы и законные интересы постановление Администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463» в части исключения  строки 108 (предусматривающей размещение нестационарного торгового объекта юго-западнее жилого дома № *** по ул. М***, участок № *** по Генплану)  из раздела «Ленинский район» Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденной Постановлением администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», и обязать администрацию города Ульяновска устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает на то, что оспариваемое истцом постановление было принято по итогам рассмотрения письма Главного управления МЧС России по Ульяновской области, в котором сообщалось о нарушении противопожарных норм и правил при размещении принадлежащего Шеремету А.Ю. нестационарного торгового объекта.

Помимо нарушения противопожарных норм и правил из акта осмотра НТО, расположенных по ул. М***, было выявлено, что место в схеме (п.108 юго-западнее жилого дома № *** по ул. *** участок № *** по генплану, площадью 12.0 кв.м) фактически истцом не использовалось. Киоск Шеремета А.Ю. располагался вне границ предоставленного ему земельного участка в охранной зоне кабелей линии электропередач. Судом не исследовались обстоятельства согласования Шереметом А.Ю. размещения НТО на инженерных сетях с их владельцами, что является самостоятельным основанием для отказа во включении в схему НТО в соответствии с п. 2.20 Приказа.

Поскольку предпринимательская деятельность Шеремета А.Ю. прекращена 05.05.2016, на момент вынесения оспариваемого им постановления от 17.04.2017 № 948 он не обладал соответствующим статусом. В связи с  этим у него отсутствовали законные основания на осуществление торговой деятельности.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска также указывает на то, что ею был представлен исчерпывающий перечень доказательств, подтверждающих соблюдение порядка опубликования, процедуру принятия, правил введения в действие постановления администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463».

При этом на администрации г.Ульяновска не лежит обязанность предоставления доказательств соблюдения порядка опубликования нормативно-правового акта Минприроды Ульяновской области – Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утверждённого приказом Минприроды Ульяновской области от 22.01.2016 № 6 (в редакции приказа от 09.02.2017 № 16).

В судебное заседание не явился Шеремет А.Ю., представитель ГУ МЧС России по Ульяновской области. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ).

В соответствии с частями 1 - 3 и 5 - 6 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Приказом Минприроды Ульяновской области от 22.01.2016 № 6 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области.

В ходе рассмотрения дела установлено, что  по договору купли-продажи от 15.09.2007 Шеремет А.Ю. приобрел  торговый киоск, расположенный по адресу:  г.Ульяновск, ул.*** (между жилыми домами ***) в Ленинском районе.

30.03.2015 между Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска и Шереметом А.Ю. был заключен договор аренды земельного участка площадью 12 кв.м, расположенного юго-западнее жилого дома № *** по ул. М*** (участок № *** по генплану),  для размещения киоска, срок аренды установлен с 07.11.2014  до 31.10.2024.

Постановлением Администрации города Ульяновска № 1463 от 29.04.2016 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», согласно которой (строка 108 Приложения) под размещение киоска предоставлен земельный участок площадью 12 кв.м.,    расположенный юго-западнее жилого дома № *** по ул. М*** (участок № *** по генплану).

Постановлением администрации города Ульяновска от 17.04.2017 № 948 «О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 № 1463» из раздела «Ленинский район» схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск» исключена строка 108, предусматривающая размещение принадлежащего истцу нестационарного торгового объекта юго-западнее жилого дома № *** по ул. М***, участок № *** по Генплану.  

Постановление опубликовано в газете 18.04.2017.

Признавая незаконным данное постановление, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств, подтверждающих размещение принадлежащего истцу нестационарного торгового объекта с нарушением пожарных норм и правил. Предоставленный администрацией г.Ульяновска акт не признан судом в качестве доказательства  расположения НТО с нарушением пожарных норм, поскольку он составлен не уполномоченными в данной сфере лицами. Письмо, направленное Главным управлением МЧС России по Ульяновской области в адрес администрации в ответ на обращение Главы администрации, носит разъяснительный характер.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда. Администрация г.Ульяновска, как собственник земельного участка, и орган, утвердивший Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», вправе была проводить проверку нестационарных торговых объектов. Выявленные ею нарушения, в том числе, нарушения требований правил пожарной безопасности, были отражены в акте. Соответствующая информация 28.03.2017 была направлена в адрес ГУ МЧС России по Ульяновской области для проведения проверки. Письмом от 11.04.2017 ГУ МЧС России по Ульяновской области сообщило о рассмотрении письма администрации о наличии признаков нарушения требований пожарной безопасности при размещении торговых киосков по ул. М***, *** в г.Ульяновске и подтвердило факт эксплуатации киосков с нарушением требований пожарной безопасности, сославшись на конкретные статьи законодательных актов.   В письме также указано, что данная информация направлена для принятия объективного решения в рамках имеющихся полномочий.

Суд при рассмотрении дела ограничился лишь выводом о том, что проверка была проведена неуполномоченными лицами, не проверив по существу доводы истца об отсутствии нарушений правил противопожарной безопасности.

Кроме того,  из выписки из протокола заседания рабочей группы по принятию решения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «город Ульяновск» от 14.04.2017 следует, что предметом рассмотрения явилось не только обращение Главного Государственного  инспектора г.Ульяновска по пожарному надзору ГУ МЧС России по Ульяновской области А.Н. Евсиевича об эксплуатации НТО с нарушением требований пожарной безопасности, но и акт осмотра НТО, составленный сотрудниками Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска. В указанном акте кроме нарушения требований пожарной безопасности при размещении НТО указано также на расположение 12 киосков в охранной зоне проложенной к грунте телефонной канализации связи и радиофикации (собственник ПАО «Ростелеком»), в связи с чем ПАО «Ростелеком» не имеет возможности проводить техническое обслуживание данной трассы телефонной канализации связи и радиофикации.

Также указано, что по информации УМУП «Ульяновскводоканал» часть киосков располагается в охранной зоне сети водоотведения d300мм. Часть киосков располагается в охранной зоне сети водоснабжения d100мм.

Вместе с тем указанные организации не были привлечены к участию в деле, хотя принятое по делу решение затрагивает их права.

В силу  п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решение суда подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Также в акте осмотра указано на фактическое расположение принадлежащего ИП Шеремету А.Ю. киоска вне границ предоставленного участка.

Вместе с тем все вышеперечисленные обстоятельства судом не исследовались и им не дана соответствующая юридическая оценка.

Также судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда о не предоставлении администрацией г.Ульяновска доказательств опубликования Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденного Приказом Минприроды Ульяновской области от 22.01.2016 № 6,  в редакции, содержащей п.2.20, на который ссылается администрация г.Ульяновска.

В данном случае у администрации г.Ульяновска отсутствует обязанность по предоставлению доказательств опубликования нормативно-правового акта, принятого органом государственной власти Ульяновской области - Минприроды Ульяновской области. Данный нормативно-правовой акт в установленном законом порядке не оспорен.

Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 января 2018 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

 

Председательствующий

 

Судьи: