Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 15.05.2018, опубликован на сайте 31.05.2018 под номером 73063, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                     Дело № 33-1923/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      15 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 января 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора  Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Шуркиной Анастасии Сергеевны, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Шуркиной Анастасии Сергеевны жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить  Шуркиной Анастасии Сергеевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по  договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «Б***».

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области, действующий в интересах Шуркиной А.С., *** года рождения, обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Шуркиной А.С. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, обязании Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Шуркинй А.С. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе Б*** У*** области, в обоснование иска указав следующее.

Прокуратурой проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входе которой установлено, что Шуркина А.С., ***   года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы администрации Барышского района Ульяновской области от ***.2010 №***А Шуркина А.С. помещена в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.    Решением Барышского городского суда Ульяновской области от ***.2010 Ш*** Н.В. (одинокая мать ребенка) была ограничена в родительских правах в отношении ее детей, в том числе и Шуркиной А.С.

Решением того же суда от ***.2011 *** была лишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе и Шуркиной А.С.

В настоящее время Шуркина А.С. обучается в ОГБПОУ «С***» и проживает в общежитии учебного заведения по адресу: С*** район г.С***, ул.О***,д.*** ком.*** «***».

***2014 Шуркина А.С. включена в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени она таким жильем не обеспечена .

На основании вышеизложенного, а также положений ст.7 Конституции РФ, Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ульяновской области от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области», Закона Ульяновской области от 06.05.2006 №53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области», Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 №644-П, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено истице по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление Шуркиной А.С. первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.  

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Шуркина А.С.  относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Ш*** Н.В. решением Барышского районного суда Ульяновской области от ***.2010 была ограничена в родительских правах в том числе и  в отношении дочери Шуркиной А.С., которая была передана органу опеки и попечительства. Решением того же суда от ***.2011 Ш*** Н.В была лишена в отношении детей, в том числе и дочери Шуркиной А.С, родительских прав.

На основании постановления Главы администрации МО «Бапрышский район» Ульяновской области от ***.2010 за № ***  Шуркина А.С, была помещена  областное государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 27.12.2010  Шуркина А.С. являлась воспитанницей ОГКОУ Н*** детский дом «О***» Б*** района У*** области.

В настоящее время Шуркина А.С. обучается в ОГБПОУ «С***» и проживает в общежитии учебного заведения по адресу: С*** район г.С***, ул.О***,д.*** ком.*** «***».

С ***2010 истица  состоит на учете  в управлении образования муниципального образования «Барышский район» как не имеющая закрепленного жилого помещения.

Согласно представленным сведениям Шуркина А.С. собственником объектов недвижимости не является.

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской от ***2014 Шуркина А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истица не обеспечена жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Сенгилеевского района, действующего в интересах Шуркиной А.С. подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года              N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города  Ульяновска от 29 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: