Судебный акт
Оспаривание Территориальной схемы обращения с отходами
Документ от 10.05.2018, опубликован на сайте 18.05.2018 под номером 73049, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-81/2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

10 мая 2018 года                                                                                         город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретарях Кузеевой Г.Ш., Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Охотникова Николая Ивановича о признании не действующим в части приказа Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28 декабря 2017 г. № 50-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области № 50-од от 28 декабря 2017 г. утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области (далее также Территориальная схема).

Административный истец Охотников Н.И. как житель Ульяновской области, заявляющий о нарушении своего права на благоприятную окружающую среду, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений Территориальной схемы ввиду их несоответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Таблица 7.1 раздела 7 «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Ульяновской области» противоречит пункту 5 статьи 12, статье 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункту 17 Приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», статье 15 Федерального закона от 26 июля     2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рисунок 3 раздела 9 «Схема потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, Ульяновской области» противоречит пункту 5 статьи 12, статье 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункту 17 Приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рисунок 7 раздела 9 «Схема потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, Ульяновской области» противоречит статье 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пункты 1 и 5 раздела «Зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» противоречат пункту 5 статьи 12, статье 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункту 17 Приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В обоснование заявленных требований Охотников Н.И. указал, что решением Ульяновского областного суда от 2 июня 2017 г., вступившим в законную силу 13 сентября 2017 г., была признана недействующей Территориальная схема, утвержденная Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26 сентября 2017 г. № 28-од. Основанием для признания ее недействующей явились нарушения законодательства, допущенные при эксплуатации объекта, включенного в Территориальную схему – полигона твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, совхоз Карлинский, территория Баратаевского карьера песка – на землях населенных пунктов.

Ульяновской Городской Думой 21 июня 2017 г. принято решение № 80 «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы № 83 от 27 июня      2007 г. «Об утверждении генерального плана города Ульяновска». Указанное решение Ульяновской Городской Думы от 21 июня 2017 г. не соответствует нормативно-правовым актам, принимаемым в связи с изменением границ муниципального образования, а именно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г.              № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поэтому указанный полигон, эксплуатируемый ООО «Центр экологических технологий» (ООО «ЦЭТ»), до настоящего времени находится в границах населенного пункта города Ульяновска.

На этом основании включение указанного объекта в ГРОРО и в Территориальную схему противоречит пункту 17 Приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792.

Кроме того, схемой территориального планирования Ульяновской области, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 30 ноября 2012 г. № 564-П, строительство или наличие действующего полигона, мусоросортировочного комплекса в районе с.Баратаевка не предусмотрено.

Объект, включенный в таблицу 7.1 как хранилище промышленных отходов, расположенный в г.Ульяновске, Московское шоссе, 6е, эксплуатируемый                ООО «Приор», подлежит исключению из Территориальной схемы ввиду запрета размещения опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.

В нарушение пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г.        № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в Территориальную схему не включен раздел с содержанием данных о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.

Количество твердых коммунальных отходов, направляемых на полигоны ТБО (зона деятельности регионального оператора № 1, рисунок 3 раздела 9 и зона деятельности регионального оператора № 5, рисунок 7 раздела 9) превосходит мощность данных операторов.

Охотников Н.И. просит признать недействующими Таблицу 7.1 раздела 7 «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Ульяновской области», рисунки 3 и 7 раздела 9 «Схема потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, Ульяновской области», пункты 1 и 5 раздела «Зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами»  Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области, утвержденной приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28 декабря 2017 г. № 50-од.

Судом в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено ООО «Приор».

В судебном заседании административный истец Охотников Н.И. и его представитель Раков М.А. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в административном иске, дали аналогичные пояснения, уточнив, что таблица 7.1 раздела 7 Территориальной схемы оспаривается в части включения в нее ООО «ЦЭТ» и ООО «Приор».

Представитель Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Старостин Е.Ю. просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемый приказ принят в соответствии с полномочиями и с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования, приведенным в иске положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит, прав и интересов административного истца не нарушает.

Представитель Правительства Ульяновской области Кузнецова Н.Г. заявленные требования считала не подлежащими удовлетворению по доводам, аналогичным приведенным административным ответчиком.

Представители Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Шишкин А.Г. и Алкарёва К.А. полагали административный иск не подлежащим удовлетворению, пояснив, что решение Ульяновской Городской Думы от 21 июня 2017 г. № 80 о внесении изменений в генеральный план города Ульяновска является действующим, ООО «ЦЭТ» не находится в границах населенного пункта города Ульяновска. На территории Ульяновской области действуют 11 объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами – 10 полигонов ТКО и 1 мусоросортировочный комплекс, все объекты внесены в ГРОРО, обладают лицензиями на право осуществления деятельности по размещению отходов.           ООО «Приор» эксплуатирует хранилище отходов, деятельность по захоронению отходов не осуществляет.

Представитель ООО «ЦЭТ» Насонов Д.А. заявленные административным истцом требования также считал не подлежащими удовлетворению. В судебном заседании пояснил, что в отношении занимаемого ООО «ЦЭТ» земельного участка с кадастровым номером 73:19:070901:106 установлена категория земель промышленности. Границы населенного пункта города Ульяновска изменены, полигон, эксплуатируемый ООО «ЦЭТ», находится вне границ населенного пункта. Этот объект включен в ГРОГО, эксплуатируется на основании соответствующей лицензии.

Представитель ООО «Приор» Ботя И.В. в судебном заседании заявленные требования считала не подлежащими удовлетворению, пояснив, что общество осуществляет деятельность по хранению, а не захоронению отходов на объекте, расположенном в г.Ульяновске, Московское шоссе, 6е. Проект объекта получил положительное заключение государственной экологической экспертизы, хранилище внесено в ГРОРО, ООО «Приор» выдана лицензия на право осуществления деятельности по обращению с отходами, виды деятельности – сбор, транспортирование, обезвреживание и размещение (хранение) отходов.

Представитель ООО «Уют» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в предварительном судебном заседании заявленные требования считал не подлежащими удовлетворению.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ООО «Уют», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы рассматриваемого дела, обозрев административное дело № 3а-22/2017, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Сальникова А.А., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), нормативов накопления твердых коммунальных отходов, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (часть 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

Согласно статье 6 Закона об отходах к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 октября 2013 г.        № 454-П утверждено Положение о Министерстве промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, согласно которому Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим управление в сфере промышленности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 1.1 Положения).

К полномочиям Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области отнесены: участие в разработке и реализации государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2.18.17.); организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 2.18.43.); разработка порядка сбора твердых коммунальных отходов (пункт 2.18.44.); разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (пункт 2.18.49.).

В силу пункта 4.2.4. Положения Министр промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области подписывает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, дает указания и организует контроль за их исполнением.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 г. № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ульяновской области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания.

Согласно части 1 статьи 5 приведенного Закона официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Как указано в пункте 6 статьи 13.3 Закона об отходах, Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

В силу пункта 4 указанной статьи территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Приказ от 28 декабря 2017 г. № 50-од, утвердивший Территориальную схему обращения с отходами, принят Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области во исполнение своих полномочий и в рамках его компетенции, определенной как федеральным законодательством,  так и законодательством субъекта. Нормативный правовой акт официально опубликован в газете «Ульяновская правда» от 29 декабря 2017 г. № 98-99, Территориальная схема размещена на официальном сайте Министерства в сети «Интернет», согласована с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня.

Таким образом, принятие оспариваемого нормативного правового акта компетентным нормотворческим органом с соблюдением процедуры его принятия и опубликования подтверждается материалами дела. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Рассматривая доводы административного истца о несоответствии Территориальной схемы обращения с отходами нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Территориальные схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утверждаются в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта.

В силу пункта 5 статьи 12 Закона об отходах запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, предусмотрены статьей 13.3 Закона об отходах производства и потребления, из которой следует, что такие схемы разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования.

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:

данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;

данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации
(с разбивкой по годам);

данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;

данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов;

данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов (пункт 3 статьи 13.3 Закона об отходах).

Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.

Согласно пункту 17 Порядка не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО):

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

скотомогильники.

Территориальная схема содержит раздел 7 «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Ульяновской области», включающий таблицу 7.1 «Перечень объектов размещения отходов, внесенных в ГРОРО».

В таблицу 7.1 включены: ООО «Центр Экологических Технологий», расположенный по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, совхоз «Карлинский», территория Баратаевского карьера песка, на земельном участке с кадастровым номером ***; ООО «Приор», расположенный по адресу: г.Ульяновск, Московское шоссе, 6е.

В разделе 9 «Схема потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, Ульяновской области» Территориальной схемы представлено графическое отображение движения отходов от источников образования отходов до объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

На рисунке 3 раздела 9 изображена схема движения твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора № 1, на рисунке 7 – схема движения твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора № 5.

Схемы отображают направление основных потоков твердых коммунальных отходов от источников образования до объектов их обработки, а также направление обработанных отходов до объектов утилизации, размещения твердых коммунальных отходов.

В пунктах 1 и 5 раздела «Зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» содержится описание зон деятельности региональных операторов, содержащее наименование районов Ульяновской области, районов города Ульяновска с указанием улиц (переулков, площадей и т.д.).

Решением Ульяновского областного суда от 2 июня 2017 г., вступившим в законную силу 13 сентября 2017 г., по делу № 3а-22/2017 по административному исковому заявлению ООО «Симбирская экологическая компания» о признании недействующей Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области, утвержденной приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26 сентября 2016 г. № 28-од, административный иск ООО «Симбирская экологическая компания» удовлетворен, признана не действующей со дня вступления в законную силу решения суда Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области, утвержденная приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26 сентября
2016 г. № 28-од.

Одним из оснований для признания Территориальной схемы недействующей явилось ее противоречие статье 12 Закона об отходах. Судом было установлено, что земельный участок с кадастровым номером ***, занимаемый ООО ЦЭТ»,  относится к категории земель: земли населенных пунктов, находится в границах населенного пункта город Ульяновск, где установлен безусловный запрет на захоронение отходов.

Решением Ульяновской Городской Думы от 21 июня 2017 г. № 80 внесены изменения в решение Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. № 83 «Об утверждении генерального плана города Ульяновска»: территория полигона твердых бытовых отходов севернее села Баратаевка исключена из границ населенного пункта город Ульяновск.

Постановлением главы администрации города Ульяновска от 26 октября 2017 г. № 2343 для земельных участков, занимаемых ООО ЦЭТ» и ООО «Приор», установлена категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Согласно сообщению Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 26 апреля 2018 г. земельный участок с кадастровым номером *** расположен в пределах границ муниципального образования «город Ульяновск», за границами населенного пункта город Ульяновск.

Позиция административного истца и его представителя свидетельствует об их несогласии с решением Ульяновской Городской Думы от 21 июня 2017 г. № 80, между тем указанный нормативный правовой акт не является предметом рассмотрения по настоящему делу, не оспорен, является действующим, действовал и на момент принятия оспариваемого приказа об утверждении Территориальной схемы.

Судом установлено, что объекты размещения отходов, эксплуатируемые ООО «ЦЭТ» и ООО «Приор», приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25 сентября 2014 г. № 592 включены в государственный реестр объектов размещения отходов, при этом назначением объекта, эксплуатируемого ООО «ЦЭТ», является захоронение отходов, а эксплуатируемого ООО «Приор» - их хранение.

ООО «ЦЭТ» и ООО «Приор» полномочным органом выданы лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами.

На день принятия оспариваемого нормативного правого акта объекты, эксплуатируемые указанными обществами, из ГРОРО исключены не были, выданные лицензии являлись действующими.

Таким образом, оснований полагать, что оспариваемая административным истцом Территориальная схема противоречит пункту 5 статьи 12 Закона об отходах, запрещающему захоронение отходов в границах населенных пунктов, у суда не имеется. Доводы административного истца о том, что ООО «Приор» осуществляет деятельность по захоронению отходов, материалами дела не подтверждены.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30 ноября 2012 г.        № 564-П         утверждены Схема территориального планирования Ульяновской области в составе Проектного плана и Положения о территориальном планировании.

Согласно указанным документам, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Ульяновской области (ulgov.ru/page/index/permlink/id/2108), в разделе «Инженерная инфраструктура. Основные мероприятия» предусмотрено строительство полигонов ТБО в большинстве муниципальных районов области.

Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Грк РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Объект, эксплуатируемый ООО «ЦЭТ», был введен в эксплуатацию до утверждения Схемы территориального планирования Ульяновской области, тогда как в документы о территориальном планировании включаются объекты, планируемые для размещения в перспективе. В этой связи доводы административного истца о том, что Схемой территориального планирования Ульяновской области не предусмотрено строительство полигона, мусоросортировочного комплекса в районе с.Баратаевка, подлежат отклонению.

Доводы административного истца о несоответствии Территориальной схемы пункту 3 статьи 13.3 Закона об отходах ввиду отсутствия в схеме раздела с содержанием данных о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, являются необоснованными, поскольку такие требования к территориальным схемам внесены в пункт 3 статьи 13.3 Закона об отходах Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ, то есть после принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Следовательно, Территориальная схема пункту 3 статьи 13.3 Закона об отходах не противоречит.

Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 декабря 2017 г. № 503-ФЗ предусмотрено, что положения пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при первой корректировке территориальных схем обращения с отходами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 1 января 2020 года.

Таким образом, Территориальная схема подлежит корректировке, а приведенные доводы истца в качестве оснований для признания схемы недействующей подлежат отклонению.

Доводы административного истца об отсутствии необходимой мощности объектов размещения отходов в зонах деятельности региональных операторов № 1 и № 5 не являются основанием для признания недействующей оспариваемой им Территориальной схемы.

Вопреки данным доводам, схема движения твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора № 1 (рисунок 3 раздела 9) предусматривает движение отходов от источников их образования сначала на объект обработки отходов, от которого движение отходов направлено на все расположенные в данной зоне объекты размещения отходов, а не только на полигон, эксплуатируемый ООО «ЦЭТ».

Из рисунка 7 раздела 9 видно направление движение отходов на единственно существующий в настоящее время в зоне действия регионального оператора № 5 объект размещения отходов – полигон, эксплуатируемый ООО «Уют».

Вместе с тем Территориальная схема содержит сведения о перспективной схеме движения твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора № 5 (рисунок 12 раздела 9), предусматривающей движение отходов на объект, строительство которого не завершено и проектная мощность которого позволяет принять количество образующихся в этой зоне отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г.     № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2 статьи 15).

Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (часть 3 статьи 15).

Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Закрепленные в приведенных нормах запреты распространяются прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 данного Закона понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В перечень объектов размещения отходов Территориальной схемы включены не только существующие, но и строящиеся объекты размещения отходов; схемой движения потоков отходов также предусмотрено движение отходов на объекты размещения твердых коммунальных отходов, строительство которых осуществляется; поэтому у суда не имеется оснований для выводов о неравном положении хозяйствующих субъектов – участников Территориальной схемы и, как следствие, для признания Территориальной схемы противоречащей положениям Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Основываясь на положениях федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы Территориальной схемы приняты в пределах полномочий Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, с соблюдением порядка принятия и опубликования, не противоречат требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, поэтому в удовлетворении требований Охотникова Н.И. следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления Охотникова Николая Ивановича о признании недействующими Таблицы 7.1 раздела 7 «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Ульяновской области», рисунков 3 и 7 раздела 9 «Схема потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, Ульяновской области», пунктов 1 и 5 раздела «Зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами»  Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области, утвержденной приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28 декабря 2017 г. № 50-од, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина