Судебный акт
Ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ
Документ от 27.04.2018, опубликован на сайте 04.05.2018 под номером 72932, Админ. надзор, КоАП: ст. 19.20 ч.3, ОТМЕНЕНО РЕШЕНИЕ суда на постановление БЕЗ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

                                                                                      Дело №  4А - 159/2018

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            27 апреля 2018 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» Краснова Сергея Ивановича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 22 января 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 февраля 2018 года, вынесенные в отношении ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» Краснова Сергея Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 22 января 2018 года ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее ФГБОУ ВО УИ ГА) Краснов С.И. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ.

За совершение этого правонарушения ректору ФГБОУ ВО УИ ГА Краснову С.И. было назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с этим постановлением, ректор ФГБОУ ВО УИ ГА Краснов С.И. обжаловал его в районный суд.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 февраля 2018 года указанное выше постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В настоящей жалобе (и дополнении к ней), поданной в Ульяновский областной суд, ректор ФГБОУ ВО УИ ГА Краснов С.И. не соглашается с вынесенными по делу судебными постановлениями, просит их отменить.

В обоснование жалобы указывает, что количество мест для поступления абитуриентов на обучение устанавливается органом исполнительной власти, институт не имеет права сократить количество мест. На выполнение государственного задания из федерального бюджета должны выделяться соответствующие субсидии, которые должны покрывать расходы, связанные с реализацией учебного процесса.

Указывает, что неблагоприятная ситуация сложилась в результате снижения общего объема финансирования и изменения подхода к расчету объема субсидий на выполнение государственного задания. Объем средств на 2017 год, предусмотренный на выполнение государственного задания, рассчитан по уровню финансирования инженерных вузов и средних технических учебных заведений и не содержит затрат, учитывающих отраслевые особенности.

В соответствии со ст. 85 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», подготовка авиационного персонала производится с учетом особенностей, связанных с необходимостью осуществления полетов на авиационной технике. В 2017 году институт получил на 670 млн. рублей меньше, чем в 2016 году.

Указывает, что закупка новых воздушных судов и тренажеров предусмотрена в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», реализация которой происходит поэтапно в течение продолжительного времени.

Направляемые ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» средства в виде безвозмездной финансовой поддержки институту и филиалам, являются целевыми, и их распределение производится на основании планов, утвержденных Росавиацией. Самостоятельно распределять такие денежные средства институт не имеет права.

Указывает, что все финансовые возможности используются институтом в полной мере, однако имеющегося объема финансовых средств недостаточно. Институт и филиалы лишены возможности в оперативном порядке осуществлять закупки, связанные с поддержанием летной годности техники, вышедшей из строя.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

За совершение этого правонарушения для должностных лиц предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статьей 12 Федерального закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определен перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, в который входит и образовательная деятельность.

Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (далее Положение о лицензировании образовательной деятельности) установлено, что грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки проведенной Ульяновской транспортной прокуратурой, Московской межрегиональной транспортной прокуратурой, Южной транспортной прокуратурой и Западно-Сибирской транспортной прокуратурой (в период с 01.12.2017 по 12.12.2017) в отношении ФГБОУ ВО УИ ГА был установлен факт нарушения лицензионных требований и условий, регламентированных подпунктами пп. «б, д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.20013 № 966. В ходе проверки было выявлено, что ФГБОУ ВО УИ ГА не обеспечило свои филиалы: Краснокутское летное училище гражданской авиации, Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского и Сасовское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. необходимым количеством воздушных судов, запасных частей и агрегатов для них, а также достаточным количеством летно-инструкторского состава.

Указанные выше обстоятельства привели к нарушению сроков выпуска курсантов.

По данному факту Ульяновским транспортным прокурором в отношении ректора ФГБОУ ВО УИ ГА Краснова С.И. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Привлекая ректора ФГБОУ ВО УИ ГА Краснова С.И. к административной ответственности, мировой судья, а впоследствии и судья районного суда исходили из того, что им (Красновым С.И.), как должностным лицом, филиалы ФГБОУ ВО УИ ГА не были обеспечены необходимым количеством воздушных судов, запасных частей и агрегатов для них, а также достаточным количеством летно-инструкторского состава.

С указанными выводами согласиться нельзя, так как они сделаны преждевременно и без надлежащей проверки всех обстоятельств дела.

При этом необходимо иметь в виду следующее.

В ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ректора ФГБОУ ВО УИ ГА Краснова С.И. его представители утверждали, что никаких противоправных действий (бездействия) Краснов С.И. не совершал. Вмененные ему (Краснову С.И.) в вину обстоятельства обусловлены лишь недостаточностью финансирования учебного заведения.

В своей жалобе на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 22 января 2018 года (том 2, л.д. 185 - 188) ректор ФГБОУ ВО УИ ГА Краснов С.И. также указывал, что недостаточное количество воздушных судов обусловлено отсутствием денежных средств на их приобретение и необоснованным снижением в 2017 году, по сравнению с предыдущим периодом, объемов финансирования учебного заведения.

Обращалось внимание на то, что имеющееся финансирование не обеспечивает полное удовлетворение потребностей института и его филиалов, в том числе в части закупки необходимого количества воздушных судов, запасных частей и агрегатов для них.

Также в жалобе указывалось, что вопрос об увеличении объемов финансирования пока положительно еще не решен, несмотря на неоднократные обращения руководства ФГБОУ ВО УИ ГА и лично его (Краснова С.И.), как ректора данного учебного заведения, во всевозможные инстанции.

При этом отмечалось, что ФГБОУ ВО УИ ГА является бюджетным учреждением, и его деятельность напрямую зависит от объемов бюджетного финансирования.

Однако при рассмотрении жалобы Краснова С.И. на невступившее в законную силу постановление мирового судьи по данному делу судьёй районного суда перечисленные выше доводы надлежащим образом не проверялись,  не исследовались и оценка им не дана. Не исследовалось и не оценивалось то обстоятельство, что руководством ФГБОУ ВО УИ ГА предпринимались меры для устранения имеющихся в учреждении нарушений.

Между тем без исследования этих обстоятельств невозможно сделать правильный вывод о наличии или отсутствии в действиях (бездействии) Краснова С.И. вмененного ему в вину состава административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах следует прийти к выводу, что по делу допущены нарушения процессуальных требований, которые носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть административное дело, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ является основанием для возврата дела на новое рассмотрение.

При этом с учетом срока давности привлечения к ответственности по данной категории дел отмене подлежит лишь решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 февраля 2018 года.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

жалобу ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» Краснова Сергея Ивановича удовлетворить частично.

Решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 февраля 2018 года, вынесенное в отношении ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» Краснова Сергея Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Заместитель председателя     

Ульяновского областного суда                                                      Л.В. Болбина