Судебный акт
Отказ в перерасчете пенсии за выслугу лет
Документ от 17.04.2018, опубликован на сайте 28.04.2018 под номером 72727, 2-я гражданская, о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родина Н.Ю.                                                        Дело № 33-1665/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    17 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мироновой Людмилы Николаевны на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 25 января 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Мироновой Людмилы Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонному) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с 01 августа 2017 года оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Миронова Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе, пенсионный орган) о перерасчете страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что с 29 сентября 2007 года она является получателем трудовой пенсии по старости. С 01 октября 2013 года в связи с имеющимся у нее стажем государственной гражданской службы ей назначена пенсия за выслугу лет, которую она никогда не получала, так как ее размер был значительно ниже пенсии по старости. С 01 августа 2017 года пенсионным органом ей не был произведен перерасчет страховой пенсии по старости, как всем другим работающим пенсионерам, по той причине, что она является пенсионером государственной гражданской службы и с заявлением о перерасчете пенсии не обращалась. Считает, что ответчик должен был произвести перерасчет ее пенсии без какого-либо заявления,  поскольку получателем пенсии по выслуге лет она никогда не являлась и не является. Просила обязать ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе произвести перерасчет страховой пенсии с 01 августа 2017 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Миронова Л.Н. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что она не является получателем пенсии за выслугу лет, поскольку ее размер меньше страховой пенсии по старости. В соответствии с действующим законодательством с 1 августа каждого года производится перерасчет размера страховой пенсии работающим пенсионерам без какого-либо заявления с их стороны, за исключением получателей пенсии за выслугу лет. Просит учесть, что в  2014 году она обращалась в пенсионный орган с заявлением об отказе от доли страховой пенсии за выслугу лет. По мнению автора жалобы, вступивший в силу с 01 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не отменяет ее прав, возникших на основании норм ранее действовавшего закона.

В возражениях на жалобу ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 29 сентября 2007 года Мироновой Л.Н. в соответствии со ст. 7 Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была назначена в связи с достижением возраста 55 лет трудовая пенсия по старости, которая в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 января 2015 года преобразована в страховую пенсию по старости.

Решением Пенсионного фонда Российской Федерации от 20 декабря 2013 года № П36800 Мироновой Л.Н. с 01 октября 2013 года в соответствии с имеющимся у нее стажем государственной гражданской службы назначена пенсия за выслугу лет  по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Размер пенсии Мироновой Л.Н. был определен с 01 октября 2013 года с учетом того, чтобы общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости без учета сумм, предусмотренных п. 3 ст. 14 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», составляла 6172 руб. 74 коп.

Поскольку размер страховой пенсии по старости Мироновой Л.Н. превышает сумму 6172 руб. 74 коп., выплата пенсии за выслугу лет истцу не осуществляется.

01 ноября 2017 года Миронова Л.Н. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе с заявлением о перерасчете с 01 августа 2017 года размера страховой пенсии как работающему пенсионеру и не получающему пенсию за выслугу лет как государственный гражданский служащий.

ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе Мироновой Л.Н. был дан ответ, что она имеет право на перерасчет размера получаемой пенсии с 01 августа 2018 года, так как с соответствующим заявлением обратилась в пенсионный орган 01 ноября 2017 года.

Полагая отказ в перерасчете пенсии с 01 августа 2017 года незаконным, Миронова Л.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Мироновой Л.Н.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В силу положений ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ), имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части 2 данной статьи, по их заявлению (вместо перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочную), имеют право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. При установлении доли страховой пенсии по старости указанные индивидуальные пенсионные коэффициенты не могут быть использованы в целях перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ, а также в целях перерасчета размера доли страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 4 указанной статьи.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной данным Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Условия назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены статьей 7 Федерального закона № 166-ФЗ, согласно пункту 2 которой пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и выплачивается одновременно с ней.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (в зависимости от продолжительности стажа государственной гражданской службы) назначается в размере от 45 до 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, не превышающего 2,8 должностного оклада (статья 21 этого же Федерального закона), за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», (а в соответствии с редакцией Федерального закона № 166-ФЗ, действовавшей до 01 января 2015 года - за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, (включая фиксированный базовый размер) либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности).

Таким образом, из правового смысла приведенных норм закона следует, что пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих не носит самостоятельного характера и устанавливается в виде доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) до определенного уровня, зависящего от продолжительности стажа государственной службы и заработка (оклада) государственного служащего, и, следовательно, при увеличении размеров страховой пенсии по старости (инвалидности) и установленной к ней фиксированной выплаты, размер пенсии за выслугу лет, полагающийся к выплате, снижается. При этом снижения общего уровня пенсионного обеспечения федерального государственного гражданского служащего не происходит.

В случае, если размер страховой пенсии по старости (инвалидности) с установленной фиксированной выплатой превышает сумму, определенную в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы (либо равен этой сумме), то выплачивается только страховая пенсия по старости (инвалидности) с установленной к ней фиксированной выплатой.

Случаи, при которых производится перерасчет размера страховой пенсии, установлены ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ.

Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила).

Данные Правила регулируют процедуру обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим) в соответствии с вышеуказанными федеральными законами, процедуру рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяют порядок назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую.

Согласно пункту 52 Правил заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми для перерасчета размера пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые заявитель представил по собственной инициативе.

В соответствии с п. 56 Правил (в редакции приказа Минтруда России от 14 июня 2016 года № 290н) перерасчет размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ, производится без заявления пенсионера (за исключением пенсионеров, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Пенсионерам, имеющим право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона «О страховых пенсиях», такой перерасчет производится по заявлению о перерасчете размера страховой пенсии по формуле, предусмотренной частью 3 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ.

При подаче заявления о перерасчете размера страховой пенсии в период с 1 января по 31 июля перерасчет производится с 1 августа года подачи заявления, а при подаче указанного заявления в период с 1 августа по 31 декабря - с 1 августа года, следующего за годом подачи заявления. Последующие перерасчеты размера страховой пенсии производятся без заявления пенсионера с 1 августа каждого года (до установления доли страховой пенсии по старости).

Поскольку с заявлением о перерасчете размера пенсии Миронова Л.Н. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе 01 ноября 2017 года, пенсионным органом обоснованно было принято решение о перерасчете размера ее пенсии с 01 августа 2018 года.

Довод апелляционной жалобы истца о том, что перерасчет страховой пенсии следовало произвести и без ее заявления, несостоятелен по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 данного Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном данным пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 данного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Часть первая ст. 19 Федерального закона № 400-ФЗ, к которой отсылает пункт 3 части 2 ст. 18 этого же закона, предусматривает право федеральных государственных гражданских служащих, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ, на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет. В ней регламентирован механизм реализации нормы п. 5 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ, предусматривающей, что федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной данным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет.

Приказом Минтруда России от 14 июня 2016 года № 290н пункт 61 Правил обращения за страховой пенсией после слов «настоящих Правил» дополнен словами «(за исключением распоряжения о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионерам, имеющим право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 или 20 Федерального закона «О страховых пенсиях»)».

Таким образом, имеются исключения в части перерасчета пенсии, и эти исключения касаются пенсионеров, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости на основании ст. 19 Федерального закона «О страховых пенсиях», то есть федеральных государственных гражданских служащих, которые в целях перерасчета страховой пенсии должны обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением.

Факт обращения Мироновой Л.Н. в ГУ-УПФ РФ в Инзенском районе с заявлением об отказе от назначения доли страховой части пенсии по старости, определенной в «нулевом» размере, не свидетельствует об отказе истца от права на получение пенсии за выслугу лет, а равно об изменении истцом в одностороннем порядке вида получаемой пенсии.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 25 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мироновой Людмилы Николаевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи