Судебный акт
Отсутствие оснований для присвоения звания "ветеран труда"
Документ от 10.04.2018, опубликован на сайте 20.04.2018 под номером 72511, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                Дело № 33-1582/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 10 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Гурьяновой О.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кирилловой Татьяны Геннадьевны на решение Ленинского районного суда                      г. Ульяновска от 6 декабря 2017 года, с учетом определения того же суда                        об исправлении описки от 16 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Кирилловой Татьяны Геннадьевны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия               Ульяновской области о присвоении звания «Ветеран труда» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кириллова Т.Г. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о присвоении звания «Ветеран труда». В обоснование иска указала, что 24 мая 2017 года обратилась в Министерство по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Комиссией по приему и рассмотрению документов на присвоение звания «Ветеран труда» ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку представленные награды не являются основанием для присвоения такого звания. В последующем отказ был мотивирован тем, что представленные награды не относятся к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), не соответствуют перечню ведомственных знаков отличия, утверждённому Постановлением Правительства Ульяновской области от 29 декабря 2005 года № 234 «Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», а также, что в соответствии с указанным Постановлением Правительство Ульяновской области и Законодательное собрание Ульяновской области не относятся к органам исполнительной, законодательной власти Российской Федерации. Считала отказ в присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным и необоснованным. Просила суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области присвоить ей звание «Ветеран труда».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кириллова Т.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом первой инстанции не было принято во внимание, что она замещала должность государственной гражданской службы более 20 лет и имеет выслугу, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет. За высокие достижения в труде, безупречную государственную службу она награждена Благодарностью Губернатора Ульяновской области и Благодарственным письмом Законодательного Собрания Ульяновской области. Отмечает, что для Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области, в котором она работала, высшей ведомственной структурой являлось Правительство Ульяновской области во главе с Губернатором Ульяновской области. Благодарность Губернатора Ульяновской области являлась высшей формой поощрения граждан Ульяновской области за заслуги в труде, то есть, по мнению автора жалобы, являлось наградой. Также обращает внимание, что ее награждение знаком отличия за заслуги в труде (Благодарностью Губернатора Ульяновской области) проходило через наградной отдел Правительства Ульяновской области в соответствии с действующим на тот период времени законом Ульяновской области от 30 ноября 2004 года № 085-ЗО «О государственной гражданской службе Ульяновской области». Считает, что судом первой инстанции были неверно истолкованы нормы Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 29 декабря 2005 года № 234. Указывает, что Положение принималось в целях реализации Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и должно было действовать в пределах норм данного закона. Однако основания для присвоения звания «Ветеран труда», указанные в Положении, не в полной мере соответствуют нормам статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ. Полагает, что в спорной ситуации суд должен был руководствоваться исключительно нормами федерального законодательства. По мнению автора жалобы, Благодарность Губернатора Ульяновской области относится к ведомственным знакам отличия в труде.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 24 мая 2017 года Кириллова Т.Г. обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», к которому приложила благодарность Губернатора Ульяновской области от декабря 2011 года, благодарственное письмо Законодательного Собрания Ульяновской области от июня 2011 года, почетную грамоту Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области от июня 2012 года, благодарственное письмо Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области от декабря 2012 года, грамоту Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области от декабря 2010 года.

29 мая 2017 года комиссией по приему и рассмотрению документов на присвоение звания «Ветеран труда» Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области представленные Кирилловой Т.Г. документы были рассмотрены, в присвоении звания «Ветеран труда» ей отказано, поскольку имеющиеся у истца награды не являются основанием для присвоения интересующего ее звания.

Решение комиссии доведено до истца письмом от 01 июня 2017 года.

Не согласившись с решением об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», Кириллова Т.Г. 09 июня 2017 года направила в Министерство жалобу.

По результатам рассмотрения повторного обращения Кирилловой Т.Г. ей вновь был дан ответ (07 и 19 июля 2017 года) об отсутствии оснований для присвоения звания «Ветеран труда» с учетом имеющихся у нее и представленных наград.

Кириллова Т.Г., полагая, что ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда» незаконно, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статьей 7 (пункт 1) Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О ветеранах») установлено, что ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с п. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах»).

До 03 октября 2017 года в Ульяновской области действовало Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное постановлением Правительства Ульяновской области от 29 декабря 2005 года № 234 (далее – Положение от 29 декабря 2005 года), пункт 2 которого предусматривал, что  звание «Ветеран труда» присваивается лицам:

награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

К ведомственным знакам отличия в труде Положение от 29 декабря 2005 года относило: нагрудные знаки и значки, грамоты, дипломы, свидетельства, благодарности, выданные органами исполнительной, законодательной (представительной), судебной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации либо от имени этих органов, органами прокуратуры СССР, РСФСР, Российской Федерации.

Знаки отличия в труде, выданные Центральным союзом потребительских обществ России, Центральным Комитетом ВЛКСМ, Государственным комитетом статистики, Фондом Независимых Профсоюзов России, Центральным комитетом профсоюзов либо от имени этих организаций, рассматривались как ведомственные знаки отличия в труде.

В соответствии с названным Положением от 29 декабря 2005 года не учитывались при присвоении звания «Ветеран труда»: знаки отличия в труде, выданные организациями, войсковыми частями, общественными объединениями, организационными комитетами; квалификационные или ученые звания и степени; удостоверения на рационализаторские предложения; поощрения за судейство, участие или победу в спортивных соревнованиях, за отличную успеваемость и дисциплину; медали, звания, знаки и значки Выставки достижений народного хозяйства; ветеранские звания, присвоенные предприятиями, организациями, общественными объединениями, советами ветеранов.

С 03 октября 2017 года в Ульяновской области действует Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное постановлением Правительства Ульяновской области № 469-П от 28 сентября 2017 года (далее – Положение от 28 сентября 2017 года), которое определяет порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», а также порядок выдачи удостоверения ветерана труда гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ульяновской области.

Пунктом 2 Положения от 28 сентября 2017 года предусмотрено, что звание «Ветеран труда» присваивается лицам:

награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Граждане, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняют право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Ведомственными знаками отличия в труде, выданными по состоянию на 30 июня 2016 года, следует считать: нагрудные знаки и значки, грамоты, дипломы, свидетельства, благодарности, выданные органами исполнительной, законодательной (представительной), судебной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации либо от имени этих органов, органами прокуратуры СССР, РСФСР, Российской Федерации.

Знаки отличия в труде, выданные по состоянию на 30 июня 2016 года Центральным союзом потребительских обществ России, Центральным Комитетом ВЛКСМ, Государственным комитетом статистики, Фондом Независимых Профсоюзов России, Центральным комитетом профсоюзов либо от имени этих организаций, рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде при условии, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций.

Из приведенных выше норм закона следует, что ни действующее в настоящее время законодательство, ни законодательство, действовавшее в период возникновения спорных правоотношений, не относит к числу ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», имеющиеся у Кирилловой Т.В. награды:  благодарность Губернатора Ульяновской области, благодарственное письмо Законодательного Собрания Ульяновской области, почетную грамоту и благодарственное письмо Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области от июня 2012 года, грамоту Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области.

Доводы истца, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

Утверждения истца о том, что нормы Федерального закона «О ветеранах» дают ей право на присвоение звания «Ветеран труда», также несостоятельны, поскольку нормы федерального законодательства прямо предусматривают, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия определяется Правительством Российской Федерации либо федеральными государственными органами и государственными корпорациями, а порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункты 1.1, 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах»).

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 6 декабря 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 16 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                      Кирилловой Татьяны Геннадьевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи