Судебный акт
О взыскакнии денежных средств за приобретенные лекарственные препараты
Документ от 03.04.2018, опубликован на сайте 19.04.2018 под номером 72504, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Инкин В.А.                                                        Дело № 33-1374/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  3 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 января 2018 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда                      Ульяновской области в защиту прав и законных интересов                                          Оряшина Николая Константиновича удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и                              социального благополучия Ульяновской области в пользу                                           Оряшина Николая Константиновича в возмещение расходов на приобретение лекарственных препаратов 28091 руб. 40 коп. (двадцать восемь тысяч                        девяноста один рубль 40 копеек).

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Оряшина Н.К. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов. В обоснование иска указал, что Оряшин Н.К., *** года рождения, является инвалидом *** группы, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача. 7 ноября 2017 года лечащим врачом Оряшину Н.К. были выписаны рецепты серии 731711 № 1000119483 на получение лекарственного препарата ***, № 1000119485 - лекарственного препарата ***, № 1000119480 - лекарственного препарата ***. Однако указанными лекарственными препаратами Оряшин Н.К. обеспечен не был по причине их отсутствия в наличии в аптечных учреждениях акционерного общества (далее – АО) «УльяновскФармация». Оряшин Н.К. был вынужден приобрести необходимые ему лекарственные препараты на сумму 28 091 руб. 40 коп. за счет собственных средств. Таким образом, права Оряшина Н.К. на льготное получение лекарственных препаратов нарушены. Просил суд взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Оряшина Н.К. денежные средства в размере 28 091 руб. 40 коп., затраченные на приобретение лекарственных препаратов: *** и ***.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «УльяновскФармация» и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты ***, *** и *** по соответствующим государственным контрактам. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что необеспечение Оряшина Н.К. лекарственными препаратами ***, *** и *** по рецептам от 7 ноября 2017 года возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Обращает внимание, что Оряшин Н.К. в 2017 году обеспечивался лекарственными препаратами ***, *** и *** согласно выписанным льготным рецептам, в 2018 году дальнейшее обеспечение Оряшина Н.К. лекарственными препаратами также осуществляется.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Оряшин Н.К., *** года рождения, является инвалидом *** группы, страдает ***, в связи с чем нуждается в приеме лекарственных препаратов ***, *** и ***.

07 ноября 2017 года лечащим врачом истцу были выписаны льготные рецепты на указанные выше лекарственные препараты: *** 300 мг №30 в количестве 2 единиц, *** 2 тыс.МЕ/0,5 мл № 6 в количестве 4 единиц, *** № 100 в количестве 4 единиц.

Поскольку лекарственными препаратами по названным выше рецептам истец обеспечен не был, он вынужден был приобрести их за счет собственных средств, в связи с чем понес расходы в общей сумме 28 091 руб. 40 коп., в том числе на приобретение лекарственного препарата *** 300 мг №30 в количестве 2 единиц стоимостью 1710 руб.,  *** № 100 в количестве 4 единиц – 11 339 руб. 60 коп., *** 2 тыс.МЕ/0,5 мл № 6 в количестве 4 единиц – 16 580 руб. 80 коп.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, которое должно быть восстановлено путем взыскания с ответчика в пользу Оряшина Н.К. расходов, понесенных на приобретение необходимых лекарственных препаратов.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Лекарственные препараты ***, *** и *** включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Оряшина Н.К. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Оряшина Н.К. лекарственными препаратами, осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом с Министерства в пользу Оряшина Н.К. взысканы денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Оряшин Н.К.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                             от 19 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи