Судебный акт
Включение службы в армии в страховой стаж в льготном исчислении
Документ от 10.04.2018, опубликован на сайте 16.04.2018 под номером 72498, 2-я гражданская, о включении периодов работы в спецстаж и назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Климонтова Е.В.                                                   Дело № 33-1433/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     10 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Чурбановой Е.В., Гурьяновой О.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Алферова Владимира Александровича на решение Заволжского районного суда                      г. Ульяновска от 25 января 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Алферова Владимира Александровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска о признании периодов прохождения службы периодами, дающими право для назначения пенсии за выслугу лет, и их льготном исчислении отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Алферова В.А. – адвоката Маковкиной К.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Алферов В.А. обратился в суд к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска (далее – ГУ – УПФ  РФ в Заволжском районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о признании периодов прохождения службы периодами, дающими право для назначения пенсии за выслугу лет, их льготном исчислении. В обоснование иска указал, что с 01 сентября 1980 года по 11 сентября 1990 года он проходил службу в Вооруженных силах Российской  Федерации и с 01 октября 1990 года по 01 ноября 2000 года – непрерывно в ***. 15 ноября 2016 года он обратился в ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о досрочном назначении пенсии за выслугу лет, однако решением пенсионного органа в праве на досрочную страховую пенсии по старости ему отказано, с чем он не согласен. В соответствии со ст. 64 Положения о службе в ***, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в *** засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа. В силу ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Просил признать периоды прохождения им службы в Вооруженных силах Российской Федерации с 01 сентября 1980 года по 11 сентября 1990 года и период службы непрерывно в *** с 01 октября 1990 года по 01 ноября 2000 года  периодами работы, дающими право для назначения пенсии за выслугу лет, а также признать эти периоды в льготном исчислении (один год за один год шесть месяцев).

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казанное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области», Управление Министерства внутренних дел по Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Алфёров  В.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, суд не исследовал все обстоятельства, имеющие значение по делу. Просит учесть, что в соответствии  с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 время прохождения службы подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Ссылаясь на п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», указывает, что граждане, получающие пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, имеют право на получение страховой части трудовой пенсии по старости при соблюдении условий, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости (на общих основаниях или досрочной). Обращает внимание, что в страховой стаж наряду с периодами работы включаются периоды иной деятельности, в том числе периоды службы, однако в его страховой стаж, определенный ответчиком продолжительностью 12 лет 3 месяца 18 дней, период службы не засчитан. По мнению автора жалобы, законом предусмотрена возможность суммирования стажа работы, исчисленного в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и Федерального закона «О страховых пенсиях».

В возражениях на жалобу ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Алферов В.А., *** года рождения, в период с 01 сентября 1990 года по 11 сентября 1990 года проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации; с 01 октября 1990 года по 01 ноября 2000 года – служил непрерывно ***.

Получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации и *** Алферов В.А. не является.

15 ноября 2016 года Алферов В.А. обращался в ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении пенсии в связи с имеющимся специальным трудовым стажем, связанным в особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет по смешанному стажу.

В назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием для этого оснований, предусмотренных законом.

14 декабря 2017 года Алферов В.А. повторно обратился в ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о зачете в общий и специальный трудовой стаж времени службы на льготных условиях и назначении пенсии, в чем ему вновь было отказано.

Полагая, что имеет право на льготное исчисление периода военной службы (1 год и 6 месяцев за один год службы) и, соответственно, право на досрочную пенсию по старости или по выслуге лет, Алферов В.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

В соответствии со статьями 8 и 35 Федерального закона необходимыми условиями для назначения страховой пенсии по старости в 2017 году являются достижение для мужчин возраста 60 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 11,4.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Часть 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает возможность включения в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (пункт 1).

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует право и основания назначения определенных видов пенсий, которые назначают органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Так, названным законом предусмотрена возможность назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что периоды военной службы в должностях офицерского состава засчитываются в страховой стаж по фактической продолжительности.

Таким образом, оснований для льготного исчисления периодов службы Алферова В.А. не имеется, а сам период военной службы, как следует из материалов дела, учитывается пенсионным органом в страховом стаже истца в календарном исчислении. 

Назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с названным выше Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 не относится к компетенции органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с чем ссылки истца в жалобе на необходимость льготного подсчета периодов его службы в соответствии с данным законом не могут быть приняты во внимание.

Право на назначение какого-либо вида пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Алферов В.А. не имеет.

Истец имеет право на обращение в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости на общих основаниях в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ при достижении им возраста 60 лет.

Ссылка истца в жалобе на п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» также не может быть принята во внимание, поскольку данные разъяснения касаются назначения пенсии в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 12 декабря 1993 года № 4468-1, а также страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты), на которые Алферов В.А. не имеет права.

Утверждения истца о возможности суммирования стажа работы, исчисленного в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 12 декабря 1993 года №4468-1 и Федерального закона № 400-ФЗ, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                       Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Алферова Владимира Александровича – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                            

 

Судьи