УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Челбаева Е.С.
Дело № 33-1419/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
10 апреля 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Гурьяновой
О.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области
от 04 декабря 2017 года, по которому постановлено:
Признать незаконным бездействие Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области по своевременному
обеспечению Мурзакова Василия Сергеевича специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Мурзакова Василия Сергеевича специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения, расположенным в г. Б*** У*** области.
В удовлетворении иска, предъявленного к
Управлению образования муниципального образования «Барышский район», прокурору
Барышского района отказать.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Барышского
района Ульяновской области обратился в суд
иском в интересах Мурзакова В.С. к Министерству промышленности
строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области и Управлению образования муниципального
образования (далее – МО) «Барышский район», в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков по
своевременному обеспечению Мурзакова В.С. специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения, расположенным в г.Б*** У*** области, и
возложить на ответчиков обязанность обеспечить Мурзакова В.С. таким жилым
помещением. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки
установлено, что Мурзаков В.С., *** года рождения, относится к числу
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители решением Барышского городского суда Ульяновской
области от 08 апреля 2005 года лишены родительских прав. Мурзаков В.С.
собственником объектов недвижимости не является, в роли нанимателя или члена
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не
выступает. Мурзаков В.С. включен в
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области, обращался с заявлением о предоставлении ему жилого
помещения в г. Б*** У*** области в уполномоченный орган, однако до сегодняшнего
дня такое жилое помещение ему не предоставлено.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить. Указывает, что жилое помещение истцу не предоставлено по
причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской
области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление Мурзакову В.С. первоочередного права на
получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права
других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Статьей 40
Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция
Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством,
политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи,
материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия
социальной защиты.
Защиту семьи,
материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное
обеспечение, Конституция
Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов (статья 72,
пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за
реализацию социальной функции государства как на федеральные органы
государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Мурзаков В.С., *** года рождения, относится
к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Барышского
городского суда Ульяновской области от 08 апреля 2005 года родители истца
лишены родительских прав.
Распоряжением Главы
администрации Барышского района Ульяновской области № 114-рА от 31 мая 2005
года над несовершеннолетним Мурзаковым В.С. была установлена опека.
Постановлением Главы
администрации МО «Барышский район» Ульяновской области № 543-А от 21 октября
2016 года Мурзаков В.С. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого
помещения.
Жилых помещений в
собственности и в пользовании по договору социального найма Мурзаков В.С. не
имеет.
21 декабря 2016 года
Мурзаков В.С. включен в
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не
предоставлено.
Таким образом, суд
правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением. При
этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Барышского района
Ульяновской области, действующего в интересах Мурзакова В.С., подлежат
удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным
доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Согласно части 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых
помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ)
(далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения
специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых
помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством
субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам,
указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18
лет.
Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с
пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются
лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста
14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является
основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как
следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель
определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма
специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1
статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Содержащееся в
пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом
субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление
жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с
какой-либо очередностью.
Довод ответчика о
нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же
основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда,
поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость
от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц,
обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной
категории.
При этом отсутствие
надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для
отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной
жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой
инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением
соответствующих мотивов.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь статьей
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Барышского городского суда
Ульяновской области от 04 декабря 2017 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи