Судебный акт
Снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий
Документ от 03.04.2018, опубликован на сайте 19.04.2018 под номером 72489, 2-я гражданская, о признании незаконным и отмене решения комиссии по реализации программы по улучшению жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Касымова Э.Р.                                                  Дело № 33-1402/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   3 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Туктаровой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Утривановой Елены Валерьевны на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 30 января 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Утривановой Елены Валерьевны к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании незаконным и отмене решения комиссии об исключении из списка участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», обязании признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и восстановлении в списках участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Утривановой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Утриванова Е.В. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области (далее – МУ Администрация МО «Ульяновский район») о признании незаконным и отмене решения комиссии об исключении из списка участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», возложении обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и восстановлении в списках участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В обоснование иска указала, что в период с 15 октября 2014 года по 26 сентября 2017 года состояла в списках очередников на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее – Программа). Решением комиссии по реализации программы по улучшению жилищных условий МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 26 сентября 2017 года № 26 она была исключена из Программы в связи с несоблюдением пп. «г» п. 4 гл. 2 Типового положения к федеральной целевой программе о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. С вынесенным решением не согласна. С 29 июня 2010 года она (истец) зарегистрирована и проживает в жилом помещении, общей площадью 39,5 кв.м, расположенном по адресу: У*** область, У*** район, с. Ш***, ул. Ш***, д. ***. В указанном жилом помещении также зарегистрированы и постоянно проживают ее несовершеннолетние дети - У*** С.А., *** года рождения, У*** А.А., *** года рождения, У*** А.А., *** года рождения, а также ее супруг - Утриванов А.Н., *** года рождения. Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности ей и ее супругу по ½ доле каждому. Па момент подачи заявления о постановке на учет ее супруг - Утриванов А.Н. был зарегистрирован в жилом помещении, общей площадью 39 кв.м, расположенном по адресу: г.У***, пер. О***, д. ***. Считала, что при определении размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена ее семьи, администрацией МО «Ульяновский район» была неправомерно учтена площадь жилого дома, расположенного по адресу: г. У***, пер. О***, д. ***, в котором, согласно справки формы № 8, с 21 июня 1995 года зарегистрирован ее супруг - Утриванов А.Н. Также в отношении нее неправомерно применена ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исключение ее из очереди мотивировано тем, что по месту регистрации ее супруга: г. У***, пер.О***, д. ***, с 30 октября 2015 года прописан собственник указанного жилого помещения, брат супруга - У*** И.Н., а так же его мать - У*** Л.Д., таким образом, произошло ухудшение жилищных условий. Однако, ее супруг никогда не являлся собственником жилых помещений, расположенных по адресу: г. У***, пер. О***, д. *** и д. *** и не мог осуществлять какие-либо действия и гражданско-правовые сделки с указанными жилым помещениями. Она (истец) в жилой дом, расположенный по адресу: г. У***, пер. О***, д. ***, находящийся в собственности брата ее супруга - Утриванова А.Н. не вселялась, права пользования этим жилым помещением не приобретала, членом семьи собственника жилого помещения не являлась. Иного недвижимого имущества, кроме дома в с. Ш***, в собственности у нее и членов ее семьи, не имеется, нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования она не является. Просила признать незаконным и отменить решение комиссии по реализации программы по улучшению жилищных условий МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 26 сентября 2017 года № 26 об исключении ее из списка участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», обязать Администрацию МО «Ульяновский район» Ульяновской области признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и восстановить в списках участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в категории «граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир)», с 15 октября 2014 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Утриванова А.Н. и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Утриванова Е.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что жилое помещение, расположенное по адресу: г.У***, пер. О***, д. ***, находится в собственности посторонних лиц, не являющихся членами ее семьи. Полагает, что суд первой инстанции ошибочно применил ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и учел при расчете занимаемой жилой площади площадь вышеуказанного дома. По мнению автора жалобы, суд не принял во внимание постановление органа, признавшего ее 15 октября 2014 года нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно данному постановлению учетная норма жилого помещения составляла 15 кв.м на 1 человека. Обращает внимание, что прокуратура Ульяновского района Ульяновской области признала незаконным исключение ее из списков на получение субсидии по причине регистрации в жилом помещении по адресу: г. У***, пер. О***, д. *** собственника жилого помещения и членов его семьи. В адрес администрации МО «Ульяновский район» внесено представление об устранении нарушений закона. Отмечает, что она не являлась единоличным собственником квартиры, площадью 58,44 кв.м, расположенной по адресу: г. У***, ул.К***, д. *** кв. ***. Ей принадлежала лишь 1/3 доли в указанной квартире, что составляет 19,48 кв.м. Учитывая ее право собственности и право собственности ее супруга на жилой дом, площадью 39,5 кв.м, общая площадь жилых помещений составила 58,98 кв.м, следовательно, на одного члена семьи по состоянию на 23 мая 2014 года приходилось 11,8 кв.м. Считает несостоятельным вывод суда о том, что продажей 1/3 доли квартиры она ухудшила свои жилищные условия. Указывает, что с учетом этой доли обеспеченность членов ее семьи была менее учетной нормы. Обращает внимание, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Полагает, что в судебном заседании было доказано, что полученные от продажи 1/3 доли жилого помещения денежные средства были затрачены на улучшение ее жилищных условий, в том числе на ремонт дома, в котором она проживает со своей семьей. По мнению автора жалобы, при вынесении решения, суд первой инстанции не рассчитал обеспеченность жилым помещением членов ее семьи до продажи 1/3 доли в квартире, не принял во внимание то обстоятельство, что продажей этой доли она не могла преследовать цель создания искусственного ухудшения жилищных условий. Кроме того, считает, что отказ ее супруга от принятия наследства после смерти бабушки не может рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку в соответствии со ст. 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации намеренное ухудшение жилищных условий - это активное волевое поведение субъектов жилищных правоотношений, направленное на уменьшение обеспеченности общей площадью жилого помещения.

В возражениях на апелляционную жалобу МУ Администрация МО «Ульяновский район», полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьего лица Утриванова А.Н., извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, протоколом заседания жилищной комиссии при Администрации муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области от 13 октября 2014 года Утриванова Е.В. составом семьи пять человек (сама истец, ее супруг Утриванов А.Н. и трое несовершеннолетних детей) признаны нуждающимися в жилых помещениях для включения в число претендентов на участие в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

15 октября 2014 года Утриванова Е.В. обратилась в МУ «Администрация МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Решением комиссии по реализации программы по улучшению жилищных условий МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 26 сентября 2017 года №26 Утриванова Е.В. исключена из списка участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в связи с обеспеченностью жилой площадью на каждого члена семьи больше учетной нормы (12 кв.м).

Полагая исключение из списка очередников на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по муниципальному образованию «Ульяновский район» незаконным, Утриванова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Утривановой Е.В.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее – Федеральная целевая программа).

Согласно п. 1 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), являющемуся приложением № 4 к указанной Федеральной целевой программе, оно устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Согласно п. 4  Типового положения, право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»);

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, одним из условий для приобретения права на получение социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 15 июля 2016 года № 676 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

С учетом верно установленных фактических обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что семья Утривановой Е.В. к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесена быть не может, так как учетной нормой жилья (12 кв.м) на каждого члена семьи обеспечена.

При этом суд правомерно включил в расчет нормы обеспеченности истца площадь жилого дома (39,5 кв.м) по адресу: У*** область, У*** район, с. Ш***, ул. Ш***, д. ***, собственником которого в равных долях являются супруги Утривановы (по ½ доли в праве каждый), а также жилой дом, общей площадью 67,2 кв.м по адресу: г. У***, пер. О***, д. ***, где супруг Утривановой Е.В. зарегистрирован с 21 июня 1995 года.

Собственником жилого дома по адресу: г. У***, пер. О***, д. ***, общей площадью 67,2 кв.м, является брат супруга истца Утриванова А.Н. – У*** И.Н. В данном жилом доме наряду с супругом истца Утривановым А.Н. зарегистрированы брат и мать последнего (У*** И.Н. и У*** Л.Д.).

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.

Статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1).

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2).

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Руководствуясь приведенными нормами закона, и учитывая, что супруг истца - Утриванов А.Н. на протяжении длительного времени сохранял регистрацию в качестве члена семьи в жилом доме, где проживают его мать и брат – собственник жилого дома, и, соответственно, право пользования данным домом, суд первой инстанции обоснованно включил его в расчет при определении нормы обеспеченности семьи Утривановой Е.В. жильем.

Также правильно суд первой инстанции указал, что со стороны самой Утривановой Е.В. имело место ухудшение жилищных условий, поскольку 20 мая 2014 года, то есть незадолго до принятия ее семьи на учет в качестве нуждающихся, она продала принадлежащую ей на праве собственности 1/3 долю квартиры общей площадью 58,44 кв.м по адресу: г. У***, ул. К***, д. ***, кв.***.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Тот факт, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области по результатам рассмотрения ее обращения вносилось представление в адрес администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области, а также изменение учетной нормы жилья, не могут служить основанием для признания решения ответчика об исключении  Утривановой Е.В. с составом семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и участников Федеральной целевой программы, восстановлении в данных списках, и, соответственно, основанием для отмены обжалуемого судебного решения.

Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                       Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области                                      от 30 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                      Утривановой Елены Валерьевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                            

 

Судьи