Судебный акт
Ответственность по ст. 5.59 (ч. 1.1 ст. 563) КоАП РФ
Документ от 10.04.2018, опубликован на сайте 12.04.2018 под номером 72448, Админ. надзор, КоАП: ст. 5.59, ИЗМЕНЕНО РЕШЕНИЕ суда по решению на постановление БЕЗ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

                                                                                      Дело №  4А - 123/2018

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            10 апреля 2018 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу Аргуткиной Елены Анатольевны, действующей в защиту интересов исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области Кузина Сергея Александровича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Николаевского района Николаевского судебного района Ульяновской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Николаевского района Николаевского судебного района Ульяновской области, от 11 декабря 2017  года и решение судьи Николаевского районного суда Ульяновской области от 23 января 2018 года по делу в отношении исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области Кузина Сергея Александровича об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Николаевского района Николаевского судебного района Ульяновской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Николаевского района Николаевского судебного района Ульяновской области, от 11 декабря 2017 года и.о. главы администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области Кузин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Кузин С.А.  обжаловал его в Николаевский районный суд Ульяновской области.

Решением судьи Николаевского районного суда Ульяновской области от 23 января 2018 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В настоящей жалобе, поданной в Ульяновский областной суд, Аргуткина Е.А., действующая в защиту интересов и.о. главы администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области Кузина С.А., просит отменить указанные выше судебные постановления, считая их незаконными.

В обоснование жалобы указывает на то, что заявление гражданки А*** А.А. о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, подлежало рассмотрению в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг.

Обращает внимание суда на то обстоятельство, что в своем заявлении гражданка А*** А.А. просила выдать акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, в десятидневный срок, который предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 686 «Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала».

При этом в жалобе указано, что Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» десятидневный срок для разрешения каких-либо обращений граждан не предусмотрен. Этим Федеральным законом предусмотрен лишь тридцатидневный срок для рассмотрения обращений.

Полагает, что предыдущими судебными инстанциями сделан ошибочный вывод о применении к возникшим правоотношениям положений Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.        

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, прихожу к следующим выводам.

Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 5.39, 5.63 КоАП РФ.

Требования к порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлены Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что прокуратурой Николаевского района Ульяновской области была проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан должностными лицами администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области.

В ходе проверки установлено, что в администрацию МО «Николаевский район» Ульяновской области поступило заявление гражданки А*** А.А. о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала,  которое было зарегистрировано 12 сентября 2017 года в журнале регистрации заявлений граждан за № *** (л.д. 66, оборотная сторона).

Также установлено, что ответ на указанное заявление А*** А.А. не направлялся, акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, вплоть до 18 октября 2017 года (дата проведения проверки) не выдавался.

Данное обстоятельство подтверждается письменными объяснениями А*** А.А. и её представителя Г*** С.С. (л.д. 9-10, 13-14).

Подтверждается это обстоятельство и письменными объяснениями консультанта отдела строительства и архитектуры Управления топливно-энергетических ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства, строительства и дорожной деятельности администрации МО «Николаевский район» Щ*** И.Б. (л.д. 24, 25, 26).

По данному факту 25 октября 2017 года прокурором Николаевского района Ульяновской области в отношении и.о. главы администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области Кузина С.А. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ.

Привлекая и.о. главы администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области Кузина С.А. к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ мировой судья, а впоследствии и судья районного суда, сделали выводы о том, что и.о. главы администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области Кузиным С.А. был нарушен порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, установленный положениями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Вместе с тем предыдущими судебными инстанциями оставлено без внимания то обстоятельство, что в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга – это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее – органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу закона действия по предоставлению государственных услуг при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть возложены, в том числе на органы местного самоуправления в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Выдача документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, осуществляется в рамках реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

При этом  в соответствии с ч. 1.2 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 17 июня 2011 года № 286 «Об утверждении формы документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации», и в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 686 «Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала».

Указанный порядок выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, предусматривает возможность выдачи данного документа органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ по общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 этой статьи и другими федеральными законами.

Аналогичный порядок выдачи разрешения на строительство предусмотрен  п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вышеуказанными федеральными законами полномочия по выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, с целью распоряжения средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий делегированы органам местного самоуправления, которые предоставляют указанную государственную услугу в пределах, установленных Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 686 «Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала» и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, что не противоречит ч. 2 ст. 132 Конституции РФ.

Таким образом, выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, с целью распоряжения средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, является государственной услугой.

То обстоятельство, что в Николаевском районе Ульяновской области не утвержден регламент по оказанию подобного рода услуги, не свидетельствует о том, что данная государственная услуга не территории этого района не должна предоставляться, поскольку порядок предоставления этой государственной услуги устанавливается указанными выше нормативно-правовыми актами, содержащими, в том числе, и требования, присущие административному регламенту.

Следовательно, в данном случае заявление гражданки А*** А.А. о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, подлежало рассмотрению в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг.

Как указано выше, порядок выдачи акта освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, установлен Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 686 «Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала», согласно которому данная государственная услуга должна осуществляться в  течение 10 рабочих дней со дня получения заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя.

Именно на этот десятидневный срок, предусмотренный указанным нормативно-правовым актом, имеется ссылка в заявлении А*** А.А., поступившем в администрацию МО «Николаевский район» Ульяновской области.

Установлено, что в предусмотренный законодательством десятидневный срок акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, администрацией МО «Николаевский район» Ульяновской области выдан не был.

Данный факт не оспаривается.

С учетом изложенного полагаю, что в действиях (бездействии) и.о. главы администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области Кузина С.А. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ, которая является специальной нормой по отношению к ст. 5.59 КоАП РФ.

Часть 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при пересмотре дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении.

Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ и ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, а санкция ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в меньшем размере по отношению к санкции ст. 5.59 КоАП РФ, с учетом приведенной выше правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации прихожу к выводу о возможности переквалификации действий (бездействия) и.о. главы администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области Кузина С.А. со ст. 5.59 КоАП РФ на ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Николаевского района Николаевского судебного района Ульяновской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Николаевского района Николаевского судебного района Ульяновской области, от 11 декабря 2017  года и решение судьи Николаевского районного суда Ульяновской области от 23 января 2018 года по делу в отношении и.о. главы администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области Кузина С.А. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, подлежат изменению путем переквалификации его действий со ст. 5.59 КоАП РФ на ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде 3000 рублей.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

жалобу Аргуткиной Елены Анатольевны, действующей в защиту интересов исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области Кузина Сергея Александровича, удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Николаевского района Николаевского судебного района Ульяновской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Николаевского района Николаевского судебного района Ульяновской области, от 11 декабря 2017  года и решение судьи Николаевского районного суда Ульяновской области от 23 января 2018 года по делу в отношении исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области Кузина Сергея Александровича об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, изменить.

Переквалифицировать действия исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области Кузина Сергея Александровича со ст. 5.59 КоАП РФ на ч.1.1 ст. 5.63 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

 

Заместитель председателя                                                                                                  Ульяновского областного суда                                                     Л.В. Болбина