Судебный акт
Решение
Документ от 05.04.2018, опубликован на сайте 12.04.2018 под номером 72413, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-73/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

05 апреля 2018 года                                                                                 г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Климовой Елены Владимировны к Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Климова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 октября 2016 года удовлетворены исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в ее интересах. Признан незаконным отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в обеспечении ее лекарственным препаратом Финголимод (Гилениа). На Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность обеспечить ее лекарственным препаратом Финголимод (Гилениа) в соответствии с медицинскими назначениями. Решение вступило в законную силу 28.02.2017, исполнительное производство возбуждено 04.04.2017. Решение не исполнено до настоящего времени. Она не получает жизненно важного для нее лекарственного препарата, в результате чего состояние ее здоровья значительно ухудшилось, она испытывает сильные боли, не в состоянии передвигаться самостоятельно.

Просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 2 000 000 рублей.

В судебное заседание административный истец Климова Е.В., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явилась. Ранее в предварительном судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель Климовой Е.В. – Басманов А.Г. в судебном заседании также заявленные административные требования поддержал, привел доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области Евдокимова Е.Н.  в судебном заседании с иском не согласилась. Считает Министерство финансов Ульяновской области ненадлежащим ответчиком. Кроме того, полагает заявленный размер компенсации завышенным, не соответствующим принципу разумности и справедливости. Закупка лекарственных препаратов на выделенные из федерального и регионального бюджета денежные средства осуществляется в рамках перечня льготных лекарственных препаратов и для лиц, не отказавшихся от натуральной льготы, тогда как Климова Е.В. с 2014 года по 2017 год от получения натуральных льгот отказалась в пользу денежной компенсации. 

Представитель административного ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Гораш А.В. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями. Считает заявленный административным истцом размер компенсации завышенным, не соответствующим принципу разумности и справедливости. Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти, финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет Ульяновской области 2017 и 2018 годов является дефицитным. Денежные средства на закупку лекарственных препаратов выделяются Министерством финансов Ульяновской области в недостаточном количестве. Закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий на выделенные из федерального и регионального бюджета денежные средства осуществляется в рамках перечней льготных лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № 2323-р (ранее распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р) и постановлением Правительства Ульяновской области от 26.12.2017 № 680-П (ранее постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П). Лекарственный препарат «Гилениа» (МНН: Финголимод) входит в перечень льготных лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, и закупается за счет средств федерального бюджета. Климова Е.В. с 2014 года по 2017 год от получения натуральных льгот (лекарственных препаратов) отказалась в пользу денежной компенсации, в связи с чем она не могла воспользоваться правом на получение необходимых лекарственных препаратов, а у Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в 2017 году отсутствовала возможность исполнения решения суда. С 2018 года Климова Е.В. восстановила право на получение натуральной льготы (лекарственных препаратов), но медицинским учреждением ГУЗ «Городская поликлиника № 6» не было завялено в заявке на закупку лекарственных препаратов на 2018 год лекарственный препарат «Гилениа» (МНН: Финголимод) и соответственно Министерством препарат не мог быть закуплен на 2018 год. Для исполнения решения суда Министерством направлялось письмо в Министерство финансов Ульяновской области о необходимости выделения из средств бюджета Ульяновской области денежных средств на закупку лекарственного препарата для Климовой Е.В. Сроки выделения денежных средств Министерством финансов Ульяновской области не установлены. Климова Е.В. сможет получить лекарственный препарат «Гилениа» (МНН: Финголимод) после выделения дополнительных денежных средств и проведения процедуры по закупке лекарственного препарата.  

Представитель заинтересованного лица УФССП России по Ульяновской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, обозрев гражданское дело № 2-4496/2016 и исполнительное производство № 10112/17/73017-ИП, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом установлено, что вступившим в законную силу 28 февраля 2017 года решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 октября 2016 года по гражданскому делу № 2-4496/2016 на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Климову Е.В. лекарственным препаратом Финголимод (Гилениа) в соответствии с медицинскими назначениями.

15 марта 2017 года судом выдан исполнительный лист ФС № 009266818, который 30.03.2017 был предъявлен в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

03 апреля 2017 года судебным приставом-исполнителем на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 10112/17/73017-ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, был взыскан исполнительский сбор, судебным приставом-исполнителем выносились постановления о привлечении должника к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В материалах исполнительного производства имеется письмо Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Министру финансов Ульяновской области от 21.06.2017, содержащее просьбу о выделении дополнительных средств в сумме 234,45 млн. рублей, из них: на обеспечение льготных категорий граждан лекарственным обеспечением в сумме 193,28 млн. рублей; на исполнение судебных решений в связи с отсутствием лекарственных препаратов в льготных перечнях в сумме 41,17 млн. рублей.

В письме от 19.07.2017 Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  у Министерства финансов Ульяновской области запрошены денежные средства на исполнение решений судов об обеспечении граждан лекарственными препаратами.  

До настоящего времени решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 октября 2016 года не исполнено. Климовой Е.В. ни разу не был предоставлен необходимый лекарственный препарат.

С настоящим административным исковым заявлением Климова Е.В. обратилась в суд 15 февраля 2018 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Длительность неисполнения судебного решения составляет 1 год 7 дней.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решений суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах Климова Е.В. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно пунктам 1.1, 1.7 Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.6 Положения о Министерстве финансов Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20.07.2017 № 16/355-П, Министерство финансов Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации единой бюджетной, финансовой и кредитной политики, налоговой политики в Ульяновской области, а также осуществляющим программно-целевое планирование. Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области (далее также - областной бюджет). Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с публично-правового образования - Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, то обстоятельство, что лекарственный препарат «Гилениа» (МНН: Финголимод) является жизненно необходимым для Климовой Е.В., на момент рассмотрения гражданского дела № 2-4496/2016 показан был ей для приема ежедневно,  до настоящего времени ни в каком количестве Климова Е.В. им обеспечена не была, значимость последствий неисполнения решения суда в разумный срок для взыскателя, суд считает необходимым присудить Климовой Е.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

Р Е Ш И Л:

 

административные исковые требования Климовой Елены Владимировны удовлетворить частично.

Присудить Климовой Елене Владимировне компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Климовой Елены Владимировны компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 50 000 рублей с перечислением денежных средств на расчетный счет Климовой Елены Владимировны, открытый в Ульяновском отделении № 8588/125 ПАО Сбербанк, г. Ульяновск, кор/счет банка 30101810000000000602, БИК банка 047308602, счет получателя 42307810969170814327/48.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Климовой Елене Владимировне отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                  Н.В.Зуева