Судебный акт
Взыскание денег за приобретенные лнекарственные средства
Документ от 03.04.2018, опубликован на сайте 23.04.2018 под номером 72369, 2-я гражданская, о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Вериялова Н.В.                                                 Дело № 33-1257/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    03 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по  апелляционным жалобам Руденко Оксаны Леонидовны, Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от 21 декабря 2017 года,  по которому постановлено:

 

исковые требования Руденко Оксаны Леонидовны, действующей в интересах несовершеннолетнего Л*** Т*** С***, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Руденко Оксаны Леонидовны расходы на приобретение изделий медицинского назначения в размере 820 руб.

В остальной части иска, в иске к Министерству  финансов Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Руденко О.Л. Шиленковой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы истицы ,  возражавшей против доводов жалобы ответчика, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Руденко О.Л., действуя в интересах сына Л*** Т.С., обратилась в суд с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области, Министерству финансов Ульяновской области  о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения. 

Исковые требования мотивированы следующим. Л*** Т.С., *** года рождения, является ребенком-инвалидом в связи с заболеванием «***», заболевание выявлено в феврале 2014 года, с этого времени он наблюдается в поликлиническом отделении № 2 ГУЗ «ГКБ №1». Лечащим врачом-*** детской поликлиники № 6 Л*** Т.С. ежемесячно выписываются рецепты на льготное обеспечение *** и *** «***» в количестве *** штук в месяц.

Однако в июле 2017 года в льготной аптеке отказали в выдаче ***, отвечая, что их нет на складе, в связи с чем*** были приобретены истицей  за свой счет. Стоимость *** штук *** составляет 820 руб.

В сентябре 2017 года в льготной аптеке не было инсулина ***, он поступил в конце месяца, уже после того, как истица была вынуждена приобрести этот препарат за свой счет. *** является жизненно-важным препаратом.  Стоимость *** составляет 428 руб.

Руденко О.Л. просит взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области расходы на приобретение *** в размере 820 руб., расходы на приобретение инсулина *** в размере 428 руб.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Руденко О.Л. не соглашается с решением суда в части отказа во взыскании расходов на приобретение *** в размере 428 рублей с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, поскольку считает, что права истца были нарушены тем, что ребёнок, в интересах которого действует истец, не был обеспечен необходимым лекарственным препаратом – ***, в 5-и дневный срок, с момента обращения в аптеку.  Отмечает, что *** является жизненно необходимым препаратом для ребёнка. Полагает, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области должно возместить убытки за приобретённый стороной истца препарат на собственные средства. Считает, что суд при вынесении решения не правильно применил нормы материального права, не верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.     

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части возложения обязанности на Министерство возместить Руденко О.Л. расходы на приобретение изделий медицинского назначения в размере 820 рублей и принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались медицинские изделия – *** для определения содержания *** согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что не обеспечение Л*** Т.С. ***  по рецептам от 04.07.2017 и 02.08.2017  возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Полагает, что надлежащим ответчиком по данному требованию является АО «УльяновскФармация»

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетний Л*** Т.С., ***  года рождения, является ребенком-инвалидом в связи с заболеванием «***».

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

При этом, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Ульяновской области Правительством Ульяновской области принято постановление от 15.11.2010 N 387-П, пунктом 1 которого постановлено определить Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также по обеспечению граждан Российской Федерации, зарегистрированных на территории Ульяновской области, лекарственными препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее - граждане, имеющие право на льготу).

В соответствии с п. 4 Постановления финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели.

02.08.2017 Л*** Т.С. был выписан рецепт серии 731711 №3713 на приобретение ******

06.09.2017 Л*** Т.С. был выписан рецепт серии 731711 №4222 на приобретение препарата ***.

Данные рецепты были приняты на отсроченное обслуживание.

В связи с тем, что на обращение Руденко О.Л., мамы  ребенка-инвалида Л***  Т.С., в аптеку ООО «УльяновскФармация» было отказано  в предоставлении лекарственного препарата «***» по рецепту от 06.09.2017, а также *** по рецепту от 02.08.2017 истица   вынуждена была приобрести их за счет собственных средств - 11.09.2017 был приобретен препарат «***» (***) за 428 руб., 17.08.2017 – приобретены ***  в количестве 100 шт. на 1640 руб.

Рецепт  № 4222 от 06.09.2017 на лекарственный препарат «***» был реализован 18.09.2017 через аптечный пункт №150 АО «УльяновскФармация».

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Поскольку необеспечение  Л*** Т.С. изделиями медицинского назначения – *** ***  по рецепту от 02.08.2017 в количестве 50 шт. произошло вследствие бездействия ответчика – Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, понесенные  Руденко О.Л. (матерью несовершеннолетнего) в силу ст. 15 ГК РФ относятся к убыткам, вывод суда о том, что указанные убытки подлежат возмещению ответчиком является верным. Соответственно решение суда в части взыскания с Министерства  здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Руденко О.Л. законного представителя ребенка-инвалида Л*** Т.С.,  стоимости  50 шт. ***  в размере 820 руб. является правильным.

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в части того, что необеспечение истца  *** в необходимом объеме произошло по вине  АО «УльяновскФармация», не исполнившего условия контракта, ничем не подтверждены.

Доказательств того, что АО «УльяновскФармация» нарушило заключенный с Министерством контракт на закупку лекарств для льготного обеспечения граждан, суду не представлено.   

В остальной части доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  аналогичны позиции ответчика, судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка. 

В силу п. 2.13 приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств» рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию), за исключением рецептов с пометками "statim" (немедленно) и "cito" (срочно)

Как указывалось выше,  06.09.2017 Л*** Т.С. выписан рецепт, подлежащий обеспечению лекарственным препаратом в течение 10 дней с момента обращения в аптечное учреждение, которое в данном случае имело место 06.09.2017. Ввиду отсутствия лекарства в аптеке рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание, которое должно было быть завершено к 16.09.2017.

Истец  Руденко О.Л. приобрела препарат самостоятельно 11.09.2017, и получила по льготному рецепту 18.09.2017.

Поскольку в данном случае ответчик исполнил обязанность по обеспечению истца лекарственным препаратом, суд обоснованно отказал Руденко О.Л. во взыскании  денежных средств на его приобретение.

Доводы апелляционной жалобы истицы Руденко О.Л. о том, что данный препарат является жизненно необходимым и несвоевременная его выдача может повлечь негативные последствия для ребенка, основанием к взысканию оспариваемой суммы не является.

Поскольку за сентябрь 2017 года ребенок был обеспечен лекарственным препаратом  «***» по рецепту от 06.09.2017, правовых оснований для компенсации истице понесенных затрат на приобретение этого же препарата за тот же самый период не имеется. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, а  апелляционные жалобы Руденко Оксаны Леонидовны, Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: