УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тураева Т.Е. Дело № 33-1182/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
27 марта 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Чурбановой Е.В.,
при секретаре
Абросимовой А.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Киреенко Людмилы Георгиевны на решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 декабря 2017 года, по которому
постановлено:
В удовлетворении
иска Киреенко Людмилы Георгиевны к областному государственному казенному
учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации
для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» о
возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение
отказать.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Киреенко Л.Г., ее представителя – адвоката
Родионовой О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Киреенко Л.Г.
обратилась в суд с иском к областному
государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр
обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным
лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и
занятий в г.Ульяновске» (далее - ОГКУСО Центр
обеспечения граждан техническими средствами реабилитации) о возложении
обязанности предоставить ей путёвку на санаторно-курортное
лечение в 2017 году по профилю рекомендуемого лечения в санаторий
Краснодарского края России. В обоснование иска
указала, что является инвалидом *** группы. 24
сентября 2014 года она обратилась к
ответчику с заявлением о постановке ее на очередь
на получение путевки на санаторно-курортное лечение, к
которому приложила справку для получения
путевки от 12 сентября 2014 года, выданную ГУЗ «***». Письмом № 1181 от 01
октября 2014 года ей было рекомендовано обратиться в 2015 году, так
как ей предоставлялась путёвка в санаторий «С***» с 05 по 22 августа 2014 года. Указанная путёвка ей действительно предоставлялась по решению
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 мая
2014 года за период 2013 года. 24
апреля 2015 года она обратилась в Министерство здравоохранения
Ульяновской области с тем же вопросом, приложив справку для получения путевки
на санаторно-курортное лечение № 71 от 17
апреля 2015 года. От органа
социальной защиты Засвияжского района г.
Ульяновска она получила ответ от 18 апреля 2016 года, согласно
которому ее заявление принято на учет и зарегистрировано. До настоящего времени
она не получает
санаторно-курортное лечение. Полагает, что ответчик ущемляет ее право на
предоставление мер социальной поддержки, а именно право на социальную
реабилитацию инвалида в виде санаторно-курортного лечения. Ссылаясь на положения Закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи», Федерального
закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»,
справку от 17 апреля 2015 года о рекомендации ей санаторно-курортного лечения,
просила обязать ответчика предоставить ей путевку на санаторно-курортное
лечение в 2017 году по профилю рекомендуемого лечения в санаторий
Краснодарского края.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области и, рассмотрев заявленные требования
по существу, постановил приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Кириенко Л.Г. не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении её исковых
требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы,
аналогичные доводам искового заявления. По
мнению автора жалобы, в соответствии с нормами действующего законодательства
санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии
медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо
условий. Ставит под сомнение тот факт, что в 2014 года ее очередь на получение
путевки не продвинулась. Считает, что в случае обеспечения её путёвкой
в судебном порядке, права других инвалидов нарушены не будут.
В возражениях на жалобу ответчик, полагая решение суда законным и
обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и
третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и
возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Киреенко Л.Г., *** года рождения, является
инвалидом *** группы по ***, бессрочно.
Согласно
индивидуальной программе реабилитации инвалида от 25 февраля 2014 года Киреенко
Л.Г. нуждается в санаторно-курортном лечении, которое предоставляется ей в
рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг.
Киреенко Л.Г. обратилась в органы социальной защиты
населения с заявлением об обеспечении санаторно-курортным лечением по профилю заболевания «***», предоставив соответствующую справку установленной
формы. Заявление истца принято на
учет и зарегистрировано за номером 31461 от 18 апреля 2016 года.
По состоянию на 16 ноября 2017 года номер истца в очереди - 2560, а по состоянию на 06 февраля
2018 года – 2487.
Ранее в 2012 году Киреенко Л.Г. была обеспечена путёвкой в ЗАО «С*** «Н***» (г. А***)
со сроком заезда с 26 октября по 12 ноября 2012 года.
По решению суда Киреенко Л.Г. была обеспечена
путёвкой в ООО «С*** «С***» (г. Д***) со сроком заезда с 05 по 22 августа 2014 года.
Полагая, что имеет
право на обеспечение санаторно-курортным лечением независимо от какой-либо
очередности, Киреенко Л.Г. обратилась в суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в иске, суд пришел
к верному выводу, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения
требований Киреенко Л.Г. не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует
собранным по делу доказательствам и оснований считать его неправильным не
имеется.
Правовые и организационные основы
предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан
установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона
от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан,
в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается
согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при
наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение,
осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные
организации, определенные в соответствии с законодательством Российской
Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных
услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля
1999 года № 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17
июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг
устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения,
и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 (с
последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных
услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе
предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на
санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что
обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления
гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в
санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской
Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на
санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования
Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий
Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде
социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии
медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение в случае их
передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).
Согласно п.п. 3.7, 3.8 Порядка заявление о
предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые
документы, подается гражданином в уполномоченный орган по месту жительства, где
оно регистрируется не позднее 10 дней с момента поступления.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года №2101-р утверждено
Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации и Правительством Ульяновской области, в соответствии с
которым часть полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям
граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной
помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии
медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно передана Правительству области.
Во
исполнение данного Соглашения 29 декабря 2009 года между Фондом социального
страхования Российской Федерации и Департаментом социальной защиты населения
Ульяновской области, который в настоящее время реорганизован в Министерство
здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области, заключено Соглашение о передаче части
федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами
реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям
граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно
абз. 5 п. 1.1 Устава ОГКУСО Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации учреждение является правопреемником прав и обязанностей
Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение.
Согласно п. 3.6
Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии
противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в
лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения
путевки по форме №
070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22
ноября 2004 года № 256.
Заявление о
предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые
документы, в том числе справка по форме №
070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального
страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с
которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по
обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы
социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года
для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в
уполномоченный орган (п. 3.7
Порядка).
Территориальные
органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной
защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента
поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки
для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если
заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его
заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8
Порядка).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17
июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по
оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг
устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил
финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864, финансовое
обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских
показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным
обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с
предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде
обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет
денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В целях обеспечения реализации прав граждан
на получение социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного
расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и
предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра
лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4
Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Объем необходимого финансирования для
исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, в том
числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение,
определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном
бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц
на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде
социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности
граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение
государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года,
предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право
на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств,
предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №
1294).
Оплата стоимости одного дня пребывания в
санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение
государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в
пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти
цели.
Путевки на санаторно-курортное лечение
приобретаются за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в
порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд».
На основании указанных нормативных положений,
регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры
социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное
лечение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обращение
гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора
социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное
лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость
в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный
период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной
процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны
предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой
регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление
очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что
при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с
конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями
ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление
прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других
лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014
года № 686-О).
Право на получение государственной социальной
помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на
санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1
Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное
или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение
кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от
17 июля 1999 года № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам
социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и
не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение
как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Поскольку заявление Киреенко Л.Г. о
предоставлении санаторно-курортной путевки было рассмотрено ответчиком в
установленном законом порядке, суд правильно указал, что путевка на
санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Киреенко Л.Г. исходя из
последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления, в силу чего
основания для удовлетворения его исковых требований отсутствуют.
Доводы, приведенные Киреенко Л.Г. в
апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда, так как не основаны
на вышеуказанных нормах действующего законодательства.
Обстоятельства дела исследованы судом с
достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана
надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом
правильно.
В силу изложенного решение суда является
правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 15 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Киреенко Людмилы Георгиевны – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи