Судебный акт
Отказ в обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение
Документ от 27.03.2018, опубликован на сайте 10.04.2018 под номером 72210, 2-я гражданская, о возложении обязанности предоставить путевку на санитарно-курортное лечение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                     Дело № 33-1182/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               27 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе  Киреенко Людмилы Георгиевны на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Киреенко Людмилы Георгиевны к областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Киреенко Л.Г., ее представителя – адвоката Родионовой О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Киреенко Л.Г. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» (далее - ОГКУСО Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации) о возложении обязанности предоставить ей путёвку на санаторно-курортное лечение в 2017 году по профилю рекомендуемого лечения в санаторий Краснодарского края России. В обоснование иска указала, что является инвалидом *** группы. 24 сентября 2014 года она обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложила справку для получения путевки от 12 сентября 2014 года, выданную ГУЗ «***». Письмом № 1181 от 01 октября 2014 года ей было рекомендовано обратиться в 2015 году, так как ей предоставлялась путёвка в санаторий «С***» с 05 по 22 августа 2014 года.      Указанная путёвка ей действительно предоставлялась по решению Ленинского районного суда г.Ульяновска от 30 мая 2014 года за период 2013 года. 24 апреля 2015 года она обратилась в Министерство здравоохранения Ульяновской области с тем же вопросом, приложив справку для получения путевки на санаторно-курортное лечение № 71 от 17 апреля 2015 года. От органа социальной защиты  Засвияжского района г. Ульяновска она получила ответ от 18  апреля 2016 года, согласно которому ее заявление принято на учет и зарегистрировано. До настоящего времени она не получает санаторно-курортное лечение. Полагает, что ответчик ущемляет ее право на предоставление мер социальной поддержки, а именно право на социальную реабилитацию инвалида в виде санаторно-курортного лечения. Ссылаясь на положения Закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», справку от 17 апреля 2015 года о рекомендации ей санаторно-курортного лечения, просила обязать ответчика предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение в 2017 году по профилю рекомендуемого лечения в санаторий Краснодарского края.

Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и,   рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кириенко Л.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении её исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. По мнению автора жалобы, в соответствии с нормами действующего законодательства санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий. Ставит под сомнение тот факт, что в 2014 года ее очередь на получение путевки не продвинулась. Считает, что в случае обеспечения её путёвкой в судебном порядке, права других инвалидов нарушены не будут. 

В возражениях на жалобу ответчик, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Киреенко Л.Г., *** года рождения, является инвалидом *** группы по ***, бессрочно.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 25 февраля 2014 года Киреенко Л.Г. нуждается в санаторно-курортном лечении, которое предоставляется ей в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Киреенко Л.Г. обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением об обеспечении санаторно-курортным лечением по профилю заболевания «***», предоставив соответствующую справку установленной формы. Заявление истца принято на учет и зарегистрировано за  номером 31461 от 18 апреля 2016 года.

По состоянию на 16 ноября 2017 года номер истца в очереди  - 2560, а по состоянию на 06 февраля 2018 года – 2487.

Ранее в 2012 году Киреенко Л.Г. была обеспечена путёвкой в ЗАО «С*** «Н***» (г. А***) со сроком заезда с 26 октября по 12 ноября 2012 года.

По решению суда Киреенко Л.Г. была обеспечена путёвкой в ООО «С*** «С***» (г. Д***) со сроком заезда с 05 по 22 августа 2014 года.

Полагая, что имеет право на обеспечение санаторно-курортным лечением независимо от какой-либо очередности, Киреенко Л.Г. обратилась в суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе в иске, суд пришел к верному выводу, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения требований Киреенко Л.Г. не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований считать его неправильным не имеется.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).

Согласно п.п. 3.7, 3.8 Порядка заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подается гражданином в уполномоченный орган по месту жительства, где оно регистрируется не позднее 10 дней с момента поступления.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года №2101-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно передана Правительству области.

Во исполнение данного Соглашения 29 декабря 2009 года между Фондом социального страхования Российской Федерации и Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области, который в настоящее время реорганизован в Министерство здравоохранения, семьи и  социального благополучия Ульяновской области, заключено Соглашение о передаче части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно абз. 5 п. 1.1 Устава ОГКУСО Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации учреждение является правопреемником прав и обязанностей Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение.

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года № 256.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме № 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1294).

Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании указанных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года № 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Поскольку заявление Киреенко Л.Г. о предоставлении санаторно-курортной путевки было рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке, суд правильно указал, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Киреенко Л.Г. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления, в силу чего основания для удовлетворения его исковых требований отсутствуют.

Доводы, приведенные Киреенко Л.Г. в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда, так как не основаны на вышеуказанных нормах действующего законодательства.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                       Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Киреенко Людмилы Георгиевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                            

 

Судьи