Судебный акт
О признании заключения незаконным
Документ от 20.03.2018, опубликован на сайте 03.04.2018 под номером 72153, 2-я гражданская, о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома непригодным для проживания, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                                    Дело № 33а-1034/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         20 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска - удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 21.09.2017 № 52 «Об оценке соответствия помещения, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в части принятия заключения об отсутствии оснований для признания жилого дома № *** по ул. Н*** в г. У*** непригодным для  проживания.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на заседании межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома № *** по ул. Н*** в г. У*** непригодным для проживания в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации города Ульяновска Домаевой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Данилова Е.В. и заинтересованного лица Степанова А.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Степановой А.О. к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 21.09.2017 № 52, возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома № *** по ул. Н*** в г. У*** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в деятельности администрации города Ульяновска выявлены нарушения требований жилищного законодательства при рассмотрении вопроса о признании жилого дома № *** по ул. Н*** в г. У*** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. 22.08.2017 Департаментом жилищной политики и регионального жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области по результатам обследования названного жилого дома было составлено заключение «о признании жилых помещений непригодными для проживания», а также акт обследования, которыми установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «город Ульяновск», а также согласно заключению ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) жилой дом расположен в опасной зоне схода оползней, что в соответствии с п. 36 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, относит  его к объектам, непригодным для проживания. В указанном жилом доме проживает инвалид второй группы Степанова А.О., чьи права нарушены.

Заинтересованными лицами по делу являются УМС администрации города Ульяновска, Степанов А.С.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда как незаконное. Приводит доводы, аналогичные, указанным в возражении на административное исковое заявление. Ссылается на то, что согласно п. 7 Положения оценка и обследование жилого помещения  осуществляется  межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, следовательно, именно комиссия может являться надлежащим ответчиком по делу. В соответствии с п. 3 Положения его действие не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод  в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В установленном законом порядке жилой дом № *** не введен в эксплуатацию, следовательно, требования Положения на него не распространяются. Также судом не принято во внимание, что на момент вынесения решения по делу межведомственной комиссией по заявлению Степанова повторно рассмотрен вопрос в отношении дома № *** по ул. Н*** и дано новое заключение об оценке соответствия от 23.11.2017 № 72. Обращает внимание на то, что назначение дополнительного обследования строений, является правом, а не обязанностью комиссии.

В заседание суда апелляционной инстанции не явилась Степанова А.О. и представитель УМС администрации города Ульяновска, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене принятого по делу решения.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права, свободы и законные интересы или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По делу установлено, что прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах инвалида второй группы Степановой А.О. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от 21.09.2017    № 52 об отказе в признании аварийным жилого дома по адресу: г. У***,        ул. Н*** .

Согласно домовой книге Степанова О.А. зарегистрирована по месту жительства в жилом доме № *** по ул. Н*** г. У***.

Собственником указанного жилого дома является заинтересованное лицо Степанов А.Н. на основании договора дарения от 16.12.2013, зарегистрированного в установленном порядке.

22.08.2017 Департаментом жилищной политики и регионального  жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области по результатам обследования, в том числе, жилого дома по адресу: г. У***, Н*** было составлено заключение «о признании жилых помещений непригодными для проживания», а также акт обследования от 22.08.2017.

Согласно данному заключению названный жилой дом в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «город Ульяновск», утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, а также в соответствии с заключением ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) расположен в опасной зоне схода оползней, что в силу п. 36 Положения, относит его к объектам, непригодным для проживания.

Указанные заключение и акт в порядке ст. 42 Положения были направлены  в администрацию города Ульяновска для рассмотрения на межведомственной комиссии и принятия соответствующего решения.

На основании представленных документов 21.09.2017 межведомственной комиссией дано заключение № 52 об отсутствии оснований для признания ряда домов, в том числе дома № ***, непригодными для проживания в соответствии с п. 47 Положения.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии в оспариваемой части.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Оспариваемое заключение межведомственной комиссией противоречит представленным на рассмотрение комиссии Департаментом жилищной политики и регионального жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области заключению о непригодности дома для проживания и акту обследования жилого дома, составленным на основании реального обследования жилого дома, и заключению ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). При этом мотивы, по которым межведомственной комиссией принято заключение, в нем не приведены.

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация г. Ульяновска не является надлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия считает несостоятельным.

Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Межведомственная комиссия утверждена постановлением администрации города Ульяновска от 29.06.2017 № 1577, представляет собой коллегиальный орган, созданный администрацией города Ульяновска. Таким образом, ответственность за принятие указанным коллегиальным органом решения несет именно администрация города Ульяновска.

Довод административного ответчика о том, что Положение не распространяется на спорное домовладение, судебная коллегия считает несостоятельным.

Согласно сведениям Ульяновского БТИ жилой дом был принят в эксплуатацию постановлением Главы администрации Ленинского района города Ульяновска от 01.09.1994 № 333, имеется акт от 18.08.1994 о вводе дома в эксплуатацию. Право собственности Степанова А.С. на дом возникло на основании договора дарения от 16.12.2013.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что на межведомственной комиссии был повторно рассмотрен вопрос о признании дома № *** по ул. Н*** аварийным и выдано новое заключение об оценке соответствия от 23.11.2017 № 72, не опровергает выводы суда о незаконности оспариваемого заключения межведомственной комиссии от 21.09.2017 № 52 в части решения по жилому дому № *** по ул. Н***

Принятое по делу решение является правильным, основано на надлежащей оценке исследованных доказательств, материальное и процессуальное законодательство, регулирующее спорные правоотношения, применены судом верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 декабря 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий                            

 

Судьи