Судебный акт
Ч.3 ст.19.20 КоАП РФ
Документ от 15.03.2018, опубликован на сайте 28.03.2018 под номером 72122, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 19.20 ч.3, Отменено с прекращением производства

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Хаустова Е.В.                                                                                      Дело № 12-61/2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                    15 марта 2018 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,       

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» Краснова Сергея Ивановича на постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 декабря 2017 года,

 

установил:

 

постановлением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28.12.2017 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее ФГБОУ высшего образования Ульяновский институт гражданской авиации) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, ректор ФГБОУ высшего образования Ульяновский институт гражданской авиации Краснов С.И. не соглашается с постановлением судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить.

 

В обоснование жалобы указывает, что количество мест для поступления абитуриентов на обучение устанавливается органом исполнительной власти, институт не имеет права сократить количество мест. На выполнение государственного задания из федерального бюджета должны выделяться соответствующие субсидии, которые должны покрывать расходы, связанные с реализацией учебного процесса.

Указывает, что неблагоприятная ситуация сложилась в результате снижения общего объема финансирования и изменения подхода к расчету объема субсидий на выполнение государственного задания. Объем средств на 2017 год, предусмотренный на выполнение государственного задания, рассчитан по уровню финансирования инженерных вузов и средних технических учебных заведений и не содержит затрат, учитывающих отраслевые особенности.

В соответствии со ст. 85 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», подготовка авиационного персонала производится с учетом особенностей, связанных с необходимостью осуществления полетов на авиационной технике. В 2017 году институт получил на 670 млн. рублей меньше, чем в 2016 году.

Указывает, что закупка новых воздушных судов и тренажеров предусмотрена в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», реализация которой происходит поэтапно в течение продолжительного времени.

Направляемые ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» средства в виде безвозмездной финансовой поддержки институту и филиалам, являются целевыми, и их распределение производится на основании планов, утвержденных Росавиацией. Самостоятельно распределять такие денежные средства институт не имеет права.

Указывает, что все финансовые возможности используются институтом в полной мере, однако имеющегося объема финансовых средств недостаточно. Институт и филиалы лишены возможности в оперативном порядке осуществлять закупки, связанные с поддержанием летной годности техники, вышедшей из строя.

Отмечает, что летно-инструкторский состав не относится к категории педагогических работников. Указанные лица являются профессиональными пилотами и производят полеты на воздушном транспорте с курсантами в рамках учебной и производственной практики. При лицензировании образовательной деятельности данная категория работников не учитывается. Количество педагогических работников в филиалах соответствует требованиям.

Подробно позиция ректора ФГБОУ высшего образования Ульяновский институт гражданской авиации Краснова С.И. изложена в жалобе.

 

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав защитника юридического лица Колоскову А.В., поддержавшую и дополнившую доводы жалобы, прокурора Мартынова Е.А., возражавшего относительно доводов жалобы, прихожу к следующему.

 

Из материалов дела следует, что действия ФГБОУ высшего образования Ульяновский институт гражданской авиации квалифицированы по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за  осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

 

Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 (далее Положение о лицензировании образовательной деятельности) установлено, что грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.

 

В вину юридическому лицу вменены нарушения требований, содержащихся в пп. «б,д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, заключающиеся в том, что оно,  являясь, в соответствии с Уставом образовательного учреждения, Лицензией от 07.04.2016 и Свидетельством о государственной аккредитации от 24.06.2016, лицом, реализующим образовательные программы высшего профессионального и среднего профессионального образования, не обеспечило свои филиалы: Краснокутское летное училище гражданской авиации, Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского и Сасовское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. необходимым количеством воздушных судов, запасных частей и агрегатов для них, а также достаточным количеством летно-инструкторского состава.

 

Так, в ходе проверки, проведенной в период с 01 по 12 декабря 2017 года  Ульяновской транспортной прокуратурой, Московской межрегиональной транспортной прокуратурой, Южной транспортной прокуратурой и Западно-Сибирской транспортной прокуратурой,  установлено, что потребность:

-  Краснокутского летного училища гражданской авиации для завершения программы подготовки специалистов летного состава составляет 3 единицы воздушных судов типа L-410 и 12 педагогических работников летно-инструкторского состава;

- Сасовского им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. летного училища гражданской авиации - 3 единицы воздушных судов типа L-410 и 8 педагогических работников летно-инструкторского состава;

- Омского летно-технического колледжа гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского – 6 вертолетов первоначальной подготовки  и 8 педагогических работников летно-инструкторского состава. Из 21 имеющегося воздушного судна в ФГБОУ ВО «УИ ГА» сертификат летной годности имеют 13.

 

Рассмотрев дело, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины юридического лица в совершении вменяемого правонарушения. Вместе с тем, с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

 

Согласно подпунктам "б, д"  пункта 6 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:

- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами; 

-  наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

 

Приказом Минобрнауки РФ от 24.01.2011 N 83 утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения (квалификация (степень) "специалист")» (далее образовательный стандарт).

 

В силу п.7.17 образовательного стандарта практика является обязательным разделом ООП подготовки специалистов. Практики могут проводиться в сторонних организациях (производственных, научно-исследовательских, проектных), основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки (специальности) 162001 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения.

Из п.7.19 данного стандарта следует, что реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Согласно п.7.22 образовательного стандарта, высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации программы подготовки специалиста перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории по соответствующим дисциплинам и специально оборудованные кабинеты и аудитории.

 

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. При этом, номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

 

Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

 

Анализ приведенных норм материального права во взаимосвязи с установленными материалами дела обстоятельствами не позволяет сделать безусловный вывод о том, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нашли свое подтверждение выводы суда о наличии в действиях юридического лица грубого нарушения вменяемых требований и условий, предусмотренных лицензией, в частности, нарушений лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "б, "д" пункта 6 Положения о лицензировании.

 

Так, с учетом указанных нормативных положений, по делу не дана должная мотивированная оценка доводам привлекаемого к ответственности лица о том, что само по себе наличие или отсутствие необходимого количества воздушных судов не является обязательным лицензионным требованием. Кроме того, без какой-либо надлежащим образом обоснованной оценки оставлены доводы о том, что летно-инструкторский состав не относится к педагогическому составу и, соответственно, его недостаточное количество не может свидетельствовать о нарушении именно лицензионных требований.

 

В силу положений  частей 1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 

Установленные при настоящем рассмотрении жалобы обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении при рассмотрении дела норм процессуального права, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а также свидетельствуют о том, что судебный акт постановлен с нарушением требований статьи 26.1 и статьи 26.11 КоАП РФ, и подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

 

Вместе с тем, поскольку на день рассмотрения жалобы истекли, установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности, и вопрос о его виновности либо невиновности рассмотрен быть не может, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

 

При таких обстоятельствах, постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

 

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ,

 

решил:

 

постановление судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 декабря 2017 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» прекратить.

 

Судья                                                                                                                       В.Г. Буделеев