УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Елистратов А.М. Дело № 33-947/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 марта 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А.,
Герасимовой Е.Н.
с участием прокурора
Федечко Ф.И.
при секретаре
Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 декабря 2017 года, по
которому постановлено:
исковые требования
прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах
Сахарова Виктора Анатольевича к Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Сахарова Виктора Анатольевича
по рецепту серии ***
*** ***!% ***. *** 8мм 20 штук!%,
по рецепту серии ***
10.07.2017!% г. *** ***,
по рецепту серии ***
г. *** (***),
по рецепту серии ******
***,
по рецепту серии ***
*** (***).
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение
законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Железнодорожного
района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Сахарова В.А. к
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратом,
медицинскими изделиями.
В обоснование исковых требований
указал, что Сахаров В.А., *** года рождения, является *** ***
группы, страдает заболеванием: «***», в связи с чем имеет право на льготы в
части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.
11.08.2017, 11.09.2017 Сахарову В.А. врачом
Государственного учреждения здравоохранения «Городская больница № 3» были
выписаны рецепты на получение лекарственного препарата «***» ***.
09.06.2017, 10.07.2017, 11.08.2017 Сахарову
В.А. выписаны рецепты на получение медицинских изделий – *** ***.
Однако указанными
медицинскими изделиями и лекарственным препаратом Сахаров В.А. по выписанным
рецептам от 11.08.2017, 11.09.2017, 09.06.2017, 10.07.2017, 11.08.2017 до
настоящего времени не обеспечен, по причине их отсутствия в аптечном пункте
акционерного общества «УльяновскФармация».
Таким образом, права
Сахарова В.А. на льготное обеспечение лекарственным препаратом и медицинскими
изделиями были грубо нарушены.
Просил обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Сахарова В.А. лекарственными препаратом «***» *** по
выписанным рецептам от 11.08.2017, 11.09.2017 и медицинскими изделиями - *** ***
по выписанным рецептам от 09.06.2017, 10.07.2017, 11.08.2017 в соответствии с
медицинскими показаниями.
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить и принять новое решение.
Указывает, что
Министерством закупались медицинские изделия – *** согласно
государственному контракту об оказании услуги по обеспечению отдельных
категорий граждан медицинскими изделиями для медицинского применения в аптечных
организациях, расположенных на территории Ульяновской области.
Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от
21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом.
Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом,
за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Назначение и
выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России
от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения»,
осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только
выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица
лекарственным препаратом, медицинским изделием.
Отмечает, что
согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы, Сахаров
В.А. обеспечен: 11.09.2017 *** в количестве ***, 11.10.2017 *** в
количестве ***. Таким образом, дальнейшее обеспечение Сахарова
В.А. медицинскими изделиями – *** Министерством осуществляется.
Полагает, что
необеспечение Сахарова В.А. *** по рецептам от 09.06.2017, 10.07.2017,
11.08.2017, лекарственным препаратом «***» по рецептам от 11.08.2017,
11.09.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не
исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий,
лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках
заключенного с Министерством контракта.
По
мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными
препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом
количестве и не может быть назначено по решению суда.
Также
обращает внимание, что лекарственные препараты и медицинские изделия имеют срок
годности (1 год) и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания
могут измениться и Сахаров В.А., возможно, будет обеспечиваться другими
медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Увеличить дозировку и
выписывать лекарства и медицинские изделия впрок Федеральный закон от
21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.
Стороны, надлежащим
образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание
судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия
находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Сахаров В.А., *** года рождения, имеет заболевание ***, состоит на
учете в ГУЗ «Городская больница № 3».
11.08.2017, 11.09.2017 Сахарову В.А. были
выписаны рецепты на получение лекарственного препарата «***» ***.
09.06.2017, 10.07.2017, 11.08.2017 Сахарову
В.А. выписаны рецепты на получение медицинских изделий – *** ***.
Указанными
лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Сахаров В.А. не был
обеспечен в связи с отсутствием в аптеке.
В силу статьи 41
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со
ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2
указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается
обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми
лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на
лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские
изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень
лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных
препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных
комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки
формирования таких перечней.
На основании п.1.2.
Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного
постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П
«О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является
правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской
области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.
В силу п.п.3 п.2.1.2
вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области
осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр
лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не
отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1
ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения,
медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного
питания для детей инвалидов.
В соответствии с
Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской
области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на
территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья,
социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной
политики и демографической политики Российской Федерации.
Пунктом 2.2.1
Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных
в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной
социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги,
предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999
№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для
медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно п. 2.2.19
Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета
Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные
трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и
приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество
взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит заболевание ***. Все
лекарственные средства, *** (***), ***, ***, «***» 1 и 2, ***, средства
диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Сахаров В.А. на
основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет
право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения
лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями
по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.
Учитывая, что
Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям
граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги
только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги
является незаконным. Отсутствие медицинских изделий в аптечной сети не может
являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором
требований.
Доводы жалобы
ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий
государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских
изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание,
поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать
право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в
том числе на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий,
необходимых для поддержания жизнедеятельности.
При этом суд
правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Сахарова
В.А. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области.
Ссылка в жалобе на
невозможность обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями
по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу
в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов,
поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.
Иные доводы
апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и
оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения,
по делу не установлено.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 08 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: