Судебный акт
Выплата пенсии за выслугу лет гос.служащему
Документ от 20.03.2018, опубликован на сайте 02.04.2018 под номером 72025, 2-я гражданская, о признании действий незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                  Дело № 33-1061/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  20 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по                     апелляционной жалобе Богатиной Марии Ивановны на решение                           Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 ноября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 17 января 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Богатиной Марии Ивановны к  Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда                  Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о возложении обязанности отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Богатиной  М.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, полагавшей решение подлежащим отмене, ее исковые требования удовлетворению,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Богатина М.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о возложении обязанности возобновить выплату пенсии за выслугу лет.

В обоснование исковых требований Богатина М.И. указала, что являлась федеральным государственным гражданским служащим, работала в ***. В 2001 году была уволена с занимаемой должности в связи с выходом на пенсию. Стаж государственной гражданской службы составил 26 лет.

В 2013 году ей была прекращена выплата пенсии за выслугу лет, в связи с чем она обратилась в пенсионный орган с заявлением о возобновлении выплаты пенсии как государственному служащему. Однако письмом Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области от 02.08.2017 в возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет ей было отказано.

Считала отказ незаконным, поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», уволенные с федеральной государственной гражданской службы лица имеют право на пенсию за выслугу лет.

Просила признать действия Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска выразившиеся в отказе выплачивать пенсию за выслугу лет, незаконными, обязать ответчика возобновить ей выплату пенсии за выслугу лет.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Богатина М.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, удовлетворив ее требования в полном объеме.

Указывает, что её должностные обязанности как государственного гражданского служащего ничем не отличались от обязанностей её коллег, которые были переведены на муниципальную службу и вышли на пенсию с муниципальной службы. Однако размер их пенсии в разы превышает её пенсию.

Не соглашается с утверждением суда о том, что после 01 октября 2013 года увеличение должностных окладов государственным гражданским служащим не производилось.

В возражениях на апелляционную жалобу Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя ответчика  государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Ульяновска (межрайонное), представитель третьего лица  Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Часть 1 статьи 39 Конституции РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит  определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, а также порядка их индексации к компетенции законодателя (ст.39 часть 2 Конституции РФ).

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пп.11 п.1 ст.52).

До принятия указанного закона пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется  на основании положений Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации», регулирующих порядок установления и индексации пенсии за выслугу лет этой категории граждан.

Из материалов дела следует, что  Богатина М.И., *** года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с 05.02.2001. 

Решением Министерства труда и социального развития РФ от 15.05.2001 № 20325 истице, как лицу, замещавшему должность федеральной государственной службы ***, с 21.02.2001 установлена ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с Указом Президента РФ от 15.06.1999 № 755, а с 01.01.2002 – пенсия за выслугу лет по нормам Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с положениями ст.ст.2, 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия за выслугу лет является одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, назначаемая, в том числе федеральным государственным гражданским  служащим.

В силу п.2 ст.7 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 пенсия за выслугу лет устанавливается  к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях»  (до 01.01.2015 – ФЗ «О трудовых пенсиях»), и выплачивается одновременно с ней.

Согласно ст. 14 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (в зависимости от продолжительности стажа государственной гражданской службы) назначается в размере от 45 до 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, не превышающего 2,8 должностного оклада (статья 21 этого же Федерального закона), за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (а в соответствии с редакцией Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, действовавшей до 01.01.2015 г., - за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости (включая фиксированный базовый размер) либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности).

Таким образом, из правового смысла названной нормы закона следует, что пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих не носит самостоятельного характера и устанавливается в виде доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) до определенного уровня, зависящего от продолжительности стажа государственной службы и заработка (оклада) государственного служащего, и, следовательно, при увеличении размеров страховой пенсии по старости (инвалидности) и установленной к ней фиксированной выплаты, размер пенсии за выслугу лет, полагающийся к выплате, снижается. При этом снижения общего уровня пенсионного обеспечения федерального государственного гражданского служащего не происходит.

В случае, если размер страховой пенсии по старости (инвалидности) с установленной фиксированной выплатой превышает сумму, определенную в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы (либо равен этой сумме), то выплачивается только страховая пенсия по старости (инвалидности) с установленной к ней фиксированной выплатой.

Из представленных ответчиком материалов пенсионного дела  среднемесячный заработок истицы по замещавшейся ею должности ***, учитываемый при исчислении пенсии за выслугу лет, составил 2305 руб., должностной оклад 1260 руб., стаж государственной гражданской службы – 26 лет 4 месяца. (75%).

Среднемесячный заработок, из которого  исчисляется пенсия за выслугу лет проиндексирован в 1.28 раза в соответствии с п.3 Постановления правительства РФ от 31.05.2005 № 346 и в 1,22 раза в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 № 187-ФЗ и составил 3599,49 руб., что превышает применяемое в соответствии со ст.21  Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ ограничение  в 2,8 должностного оклада, в связи с чем он подлежит  соответствующему ограничению до 3528 руб. (1260 руб. х 2,8).

Исходя из вышеизложенного, сумма, из которой  следует вычитать  страховую пенсию по старости с фиксированной выплатой к ней, с учетом  средневзвешенного  индекса повышения должностных окладов федеральных государственных служащих с 01.08.2006 – 1,15 (по пункту 3 Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 № 763), коэффициентов индексации среднемесячного денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (в том числе  должностных окладов) с 01.10.2003 – 1,11 (Указ Президента РФ от 23.09.2003 № 1117), с 01.01.2007 – 1,1 (Указ Президента РФ от 30.12.2006 № 1490), с 0-1.12.2007 – 1,15 (Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1376), с 0102.2008 – 1,09 (Указ Президента РФ от 29.03.2008 № 421), с 01.10.2008 – 1,09 (Указ Президента РФ от 21.09.2008 № 1394), с 01.10.2012 – 1,06 (Указ Президента  РФ от 03.05.2012 № 572), с 01.10.2013 – 1,055 (Указ Президента РФ от 17.10.2013) составляет – 5 676,92 руб.

Поскольку законом предусмотренный определенный порядок индексации денежного содержания государственных гражданских служащих, так, размер повышения должностных окладов определяется Указом президента РФ, после  17.10.2013 такие Указы отсутствуют, соответственно вывод суда в решении о том, что повышения должностных окладов (денежного содержания) государственных гражданских служащих после октября 2013 года не было, является правомерным.

В соответствии с пунктами 13,18 и 23 ранее действовавших Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 № 44 (утратил силу с 26.06.2017)  и пунктами  14,19 Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, пунктом 2 Правил выплаты пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.2017 № 43н, назначение пенсии за выслугу лет, а также перерасчет размер пенсии при централизованном повышении денежного содержания (вознаграждения) производится Пенсионным фондом Российской Федерации, выплата пенсии производится на основании поручения Пенсионного фонда РФ территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в связи с изменением размера страховой пенсии по старости производится территориальным пенсионным органом  по месту жительства получателя пенсии.

Как следует из материалов пенсионного дела Богатиной М.И. перерасчет пенсии за выслугу лет производился Пенсионным фондом РФ на основании соответствующего решения, в Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Ульяновска направлялось соответствующее поручение. Последний раз решение о перерасчете пенсии за выслугу лет истице принималось  Пенсионным фондом РФ 22.10.2013 (л.д.113).

Таким образом, с момента превышения размера страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты  размера пенсии истицы за выслугу лет государственного гражданского служащего, доплата указанной пенсии перестала производиться.

Размер страховой пенсии по старости Богатиной М.И. с учетом фиксированной выплаты с 01.04.2017 составил 12 922,35 руб. таким  образом, в настоящее время сумма страховой пенсии по старости истицы с установленной к ней фиксированной выплатой превышает сумму, определенную в процентах к среднемесячному заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы с учетом суммы валоризации пенсионных прав.

Пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих установлена Богатиной М.И. бессрочно. Выплата указанной пенсии не приостанавливалась и не прекращалась. Однако в настоящее время размер пенсии за выслугу лет, причитающийся к выплате составляет «0», поскольку размер страховой пенсии по старости с установленной к ней фиксированной выплатой превысил сумму, определенную в процентах к среднемесячному  заработку федерального государственного гражданского служащего в зависимости от стажа государственной гражданской службы.

Такая ситуация обусловлена тем, что в последнее время рост страховых пенсий значительно опережает увеличение указанных пенсий за выслугу лет, индексация которых напрямую связана с повышением в централизованном порядке денежного содержания в том числе должностных окладов) федеральных государственных служащих.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Богатиной М.И., являются несостоятельными, основаны на неверном толковании закона  и не могут повлечь отмену решения суда.

Доводы истицы в части того, что ранее занимаемая ею должность в настоящее время относится к муниципальной службе никоим образом на изменение ее прав на пенсионное обеспечение не влияет.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                              от 28 ноября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 17 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Богатиной Марии Ивановны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                          

 

Судьи: