Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 20.03.2018, опубликован на сайте 02.04.2018 под номером 72018, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными препаратами и медицинсмкими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                     Дело № 33-1146/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  20 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре  Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по                                               апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 ноября 2017 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска, действующего в интересах Коваленко Галины Ивановны,  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Коваленко Галину Ивановну следующими медицинскими изделиями и лекарственными препаратами: ***  №5 по рецепту лечащего врача от 19.06.2017г. и 18.08.2017г*** №5 по рецепту лечащего врача от 19.06.2017г., *** №30 по рецепту лечащего врача от 18.08.2017г., *** №50 по рецепту лечащего врача от 25.07.2017г., *** №30 по рецепту лечащего врача от 25.07.2017г.,  *** 20мг №30 по рецепту лечащего врача от 25.07.2017г., *** 2,5мг №30 по рецепту лечащего врача от 25.07.2017г. и от 20.01.2017г., *** 8мл №100 по рецептам лечащего врача от 24.07.2017г., 25.05.2017г., 20.01.2017г., 19.06.2017г.,  *** №50 по рецепту лечащего врача от 18.08.2017г. 

 

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,   возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска, действуя в интересах Коваленко Г.И., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности бесплатно обеспечить следующими лекарственными препаратами и медицинскими  изделиями: ***  №5 по рецептам от 19.06.2017 и 18.08.2017; *** №5 по рецепту  от 19.06.2017, *** №30 по рецепту  от 18.08.2017; *** №50 по рецепту  от 25.07.2017, *** №30 по рецепту от 25.07.2017,  *** №30 по рецепту от 25.07.2017, *** №30 по рецептам  от 25.07.2017 и  20.01.2017, *** №100 по рецептам от 24.07.2017, 25.05.2017, 20.01.2017, 19.06.2017;  тес*** по рецепту от 18.08.2017.  

В обоснование исковых  требований указано, что прокуратурой Железнодорожного района города Ульяновска была проведена проверка, в результате которой установлено, что право на бесплатное лекарственное обеспечение Коваленко Г.И. ответчиком нарушено.

Коваленко Г.И., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №1 им. С.М. Кирова» с диагнозом: ***.  В январе, мае, июне, июле, августе 2017 года  ей были выписаны рецепты на получение вышеуказанных медицинских изделий и лекарственных препаратов. Однако данные рецепты до настоящего времени аптекой не отоварены по причине отсутствия в наличии данных лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Таким образом, права Коваленко Г.И. на льготное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий  нарушены.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника №1 им. С.М. Кирова», АО «УльяновскФармация».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались как лекарственные препараты, так и медицинские изделия, а именно: *** и ***, согласно государственному контракту об оказании услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области.

Таким образом, Министерство не бездействовало и предпринимало возможные меры к обеспечению Коваленко Г.И. данными медицинскими изделиями и лекарственными препаратами.

Указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Лечащий врач наблюдает больного, следит за правильностью установленного диагноза и соответствующей дозировкой лекарственного препарата. 

Указывает, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы, Коваленко Г.И. обеспечена 24.07.2017 года лекарственным препаратом «*** в количестве 1,2 единиц (т.е. 6 штук); 24.07.2017 лекарственным препаратом *** в количестве 0.4 единиц (т.е. 4 штук); 18.08.2017 лекарственным препаратом *** в количестве 0.4 единиц (т.е. 4 штук); 22.09.2017 лекарственным препаратом *** в количестве 2 упаковок; 22.09.2017  лекарственным препаратом *** в количестве 0.4 единиц (т.е. 4 штук), 19.10.2017 лекарственным препаратом «*** в количестве 0.4 единиц (т.е. 4 штук); 19.10.2017 лекарственным препаратом «***» в количестве 1,2 единиц (т.е. 6 штук); 19.10.2017 *** в количестве 20 штук; 19.10.2017 *** в количестве 1 упаковки. Данные рецепты были обслужены в АО «УльяновскФармация» аптека №123.

Указывает, что дальнейшее обеспечение Коваленко Г.И. лекарственными препаратом «***, медицинским изделием – *** Министерством осуществлялся.

Полагает, что не обеспечение Коваленко Г.А. лекарственным препаратом «***» по рецептам от 19.06.2017, 18.08.2017; «*** по рецепту от 19.06.2017; «***» по рецепту от 18.08.2017;, «***» по рецепту от 25.07.2017; «***» по рецепту от 25.07.2017; «***» по рецепту от 25.07.2017; «***» по рецептам от 25.07.2017, 20.01.017; *** по рецептам от 24.07.2017, 19.06.2017, 25.05.2017, 20.01.2017; *** по рецепту от 18.08.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «***» включен в перечень социально значимых заболеваний.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения  по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что  Коваленко Г.И., *** года рождения,   состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им.С.М.Кирова»  с диагнозом:  «***».

Лечащим врачом истице были выписаны рецепты на получение следующих лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения: *** 100МЕ/мл/3мл  № 5 по рецептам от 19.06.2017 и 18.08.2017; *** №5 по рецепту  от 19.06.2017; *** №30 по рецепту  от 18.08.2017; *** №50 по рецепту  от 25.07.2017, *** №30 по рецепту от 25.07.2017,  *** №30 по рецепту от 25.07.2017, *** №30 по рецептам  от 25.07.2017 и  20.01.2017, *** №100 по рецептам от 24.07.2017, 25.05.2017, 20.01.2017, 19.06.2017;  *** по рецепту от 18.08.2017.  

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, а также изделий медицинского назначения осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, Коваленко Г.И.  лекарственными препаратами: и изделиями медицинского назначения: ***  № 5 по рецептам от 19.06.2017 и 18.08.2017; *** №5 по рецепту  от 19.06.2017; *** №30 по рецепту  от 18.08.2017; *** №50 по рецепту  от 25.07.2017, *** №30 по рецепту от 25.07.2017,  *** №30 по рецепту от 25.07.2017, *** №30 по рецептам  от 25.07.2017 и  20.01.2017, *** №100 по рецептам от 24.07.2017, 25.05.2017, 20.01.2017, 19.06.2017;  *** по рецепту от 18.08.2017 обеспечена не была.  

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Коваленко Г.И. данными  лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения  в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатными необходимыми лекарствами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истицы на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит как на ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М Кирова» так и  на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области. При этом, свою обязанность  медицинское учреждение выполнило в полном объеме, выписав истице рецепты на бесплатное получение лекарственных средств и медицинских изделий.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение  истицы  необходимыми ей лекарственными препаратами  и медицинскими изделиями в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов лекарственными препаратами и  изделий медицинского назначения (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области .

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  обязанность по обеспечению  Коваленко Г.И. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан  лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения: ***/мл/3мл,   ***, *** 20мг, *** 40мг, *** 100мг,  *** 20мг, *** 2,5мг, ***,  *** было полным и невыдача указанных лекарств и изделий Коваленко Г.И. по предъявленным  ею рецептам произошло по вине АО «УльяновскФармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истицы указанными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  ими  по ранее выписанным рецептам в текущем году  не приведет  к тому, что истица будет ими обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Коваленко Г.И. лекарственным препаратом по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Железнодорожного района города  Ульяновска, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска                                                от 29 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: