Судебный акт
О признании заключения межведомственной комиссии незаконным
Документ от 13.03.2018, опубликован на сайте 26.03.2018 под номером 71987, 2-я гражданская, о возложении обязанности подготовить документы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                                Дело № 33а-1019/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      13 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 декабря 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 12 января 2018 года, по которому постановлено:

 

административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах Идрисова Равиля Мирзаевича к администрации муниципального образования «город Ульяновск»  о возложении обязанности по проведению мероприятий по инициированию признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность организовать проведение обследования многоквартирного жилого дома специализированной организацией с целью дачи оценки соответствия дома, расположенного по адресу: г. У***, ул. Л*** требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» в течение месяца после получения заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, подготовить и представить в отношении данного дома документы, указанные в п.п. 44,45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в межведомственную комиссию: заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения для принятия решения, предусмотренного п. 47 указанного Положения.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском, в котором просил возложить на администрацию города Ульяновска обязанность организовать проведение обследования многоквартирного жилого дома по адресу: г. У***, ул. Л*** и представить в межведомственную комиссию документы, указанные в п.п. 44, 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №  47 для принятия решения, предусмотренного п. 47 указанного Положения.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки информации, содержащейся в статье «Привокзальная разруха», опубликованной 07.03.2017 на интернет-портале rupor73.ru, прокуратурой установлено, что в жилом доме *** по ул. Л*** г. У***, 1947 года постройки, имеются многочисленные нарушения, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии элементов и конструкций дома.

В адрес Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области была направлена информация с требованием о направлении соответствующих сведений в межведомственную комиссию при администрации города Ульяновска для решения вопроса о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции. 30.03.2017 в администрацию города Ульяновска Министерством были представлены акт обследования дома и заключение Департамента жилищной политики и регионального жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, в котором указано на необходимость рассмотрения вопроса о признании дома *** по улице Л*** г.У*** аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.

27.04.2017 межведомственной комиссией дано заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Однако указанное решение принято только на основании заключения Департамента жилищной политики и регионального жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно- коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и акта обследования жилого дома составленного представителем указанного Министерства. Каких-либо мер для истребований документов, предусмотренных п. 45 Положения, межведомственной комиссией не принималось, что привело к даче необъективного заключения. Администрация города Ульяновска как собственник помещений многоквартирного жилого дома *** по ул. Л*** не обеспечила контроль за соответствием помещений требованиям законодательства и не инициировала перед межведомственной комиссией рассмотрение вопроса о пригодности дома для проживания.

К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда как незаконное. Указывает, что порядок признания жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции носит заявительный характер. Администрация города Ульяновска как орган местного самоуправления не наделена полномочиями по обращению с заявлениями в межведомственную комиссию. Обязанность по предоставлению в межведомственную комиссию заключения специализированной организации лежит на всех собственниках помещений многоквартирного дома. Полагает, что исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только, если гражданин по стоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Идрисов Р.М. не относится к лицам указанных категорий и не обращался в администрацию города Ульяновска с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец, представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По делу установлено, что многоквартирный жилой дом № *** по                  ул. Л*** г. У***, 1947 года постройки, является двухэтажным, имеет деревянный фасад, имеет два отдельных входа с крыльцами, состоит из восьми квартир, четыре из которых находятся в муниципальной собственности.

На основании информационного письма прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Департаментом жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области 24.03.2017 было проведено обследование состояния названного жилого дома, по результатам которого составлены заключение и акт о выявленных нарушениях жилищного законодательства.

Согласно заключению от 24.03.2017 в доме № *** по ул. Л*** г. У*** выявлены многочисленные нарушения, а именно: трещины, коробление досок; разрушение, ослабление крепления деревянных элементов (досок) фасада по периметру дома; трещины в подъездах по всему периметру стен, потолках, разрушение штукатурного слоя стен, потолков; ненадлежащее состояние лестничных пролетов в подъездах (зыбкость, загнивание древесины, недостаточная прочность крепления); частичное разрушение и отсутствие отмостки и цоколя; зыбкость, рассыхание, коробление, загнивание древесины конструктивных элементов крыши на чердаке; наличие протечек в чердачном помещении и др.

Указанные заключение и акт были направлены Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в администрацию города Ульяновска для рассмотрения и принятия межведомственной комиссией соответствующего решения, предусмотренного п. 47 Положения.

По результатам рассмотрения данных документов межведомственной комиссией 27.04.2017 принято решение (заключение) № 15 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При этом предметом рассмотрения межведомственной комиссии были только представленные Министерством акт обследования жилого дома от 24.03.2017 и заключение по обследованию состояния многоквартирного жилого дома от 24.03.2017.

Сведения по оценке фактического состояния жилого дома, предусмотренные п. 43 Положения, в межведомственную комиссию не представлялись и, следовательно, оценка соответствия помещений установленным в настоящем Положении требованиям межведомственной комиссией не осуществлялась (п. 42 Положения).

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, принятым во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33).

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34).

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44).

При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пунктом 45 Положения.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункт 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46).

На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).

Несмотря на то, что в многоквартирном доме № *** по ул. Л*** выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, а также другие нарушения, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, а также соответствием помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого комиссия принимает решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу.

При указанных обстоятельствах и в силу приведенных выше норм права суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию города Ульяновска, как собственника помещений многоквартирного дома, обязанность по организации обследования многоквартирного жилого дома по адресу: г. У***, ул. Л*** и предоставлению в межведомственную комиссию документов, предусмотренных п.п. 44, 45 Положения.

Довод администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для обращения прокурора в суд в интересах Идрисова Р.М. не влечет отмену принятого по делу решения в силу положений ч.ч. 4, 5 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным оснвоаниям. Кроме того, административный истец Идрисов Р.М. поддержал в суде заявленные прокурором требования и настаивал на их удовлетворении.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства , закреплено и в ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана правовая оценка, которую судебная коллегия считает верной.

Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон. Процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого по делу решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 декабря 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 12 января 2018 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи