Судебный акт
Оспаривание разрешения на строительство
Документ от 13.03.2018, опубликован на сайте 23.03.2018 под номером 71955, 2-я гражданская, об оспаривании действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Петрова И.И.                                                                  Дело № 33а-949/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   13 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П.,  Васильевой Е.В.,

при секретаре  Скала П.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Свиязовой Светланы Васильевны, администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации г.Ульяновска по выдаче разрешения на строительство от 06.03.2015 №RU 73304000-125 объекта капитального строительства: гостиничный комплекс по ул.Л*** в Л*** г.У***, по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: гостиничный комплекс по ул.Л*** в Л*** г.У***, от 25.12.2015 №73-73-176-2015 и отменить разрешение на строительство от 06.03.2015 №RU 73304000-125 и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства от 25.12.2015 №73-73-176-2015.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Свиязовой С.В. – Абрашина А.В., представителей администрации г.Ульяновска Бошковой Т.В.,  Золотарёвой Ю.И., поддержавших доводы апелляционных жалоб, пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г.Ульяновска о признании незаконными действий по выдаче разрешения на строительство от 06.03.2015 №RU 73304000-125 объекта капитального строительства - гостиничного комплекса по ул.Л*** в Л*** г.У***, а также по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию от 25.12.2015 №73-73-176-2015 указанного объекта капитального строительства и отмене указанных документов.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки в деятельности администрации г. Ульяновска выявлены грубые нарушения требований градостроительного законодательства при выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию гостиничного комплекса по ул.Л.Толстого в Ленинском районе г.Ульяновска.

Установлено, что 06.03.2015 администрация г. Ульяновска выдала Свиязовой С.В. разрешение на строительство № RU 73304000-125 2-этажного гостиничного комплекса на земельном участке площадью 1029 кв.м, расположенного по адресу: г.У***, ул. Л***. В проектируемом здании планировалось 15 гостиничных номеров, в которых предусмотрены все условия для длительного нахождения граждан, в том числе условия для отдыха, сна, личной гигиены, что указывает на приспособленность помещений для проживания граждан в течение неопределенного времени. Вместе с тем в нарушение положений ст. 49 ГрК РФ разрешение на строительство гостиничного комплекса было выдано без предоставления застройщиком положительного экспертного заключения проектной документации.

Впоследствии по завершении строительства гостиничного комплекса администрацией г.Ульяновска было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию без заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Кроме того, в ходе проверки было выявлено несоответствие поостренного объекта эскизному проекту, согласованному с уполномоченным органом по охране объектов культурного наследия.

В результате неправомерных действий должностных лиц администрации г.Ульяновска было допущено возведение и ввод в эксплуатацию объекта, проектная документация которого не получила необходимого положительного заключения экспертизы, возведение которого осуществлялось в отсутствие предусмотренного действующим законодательством государственного строительного надзора. Кроме того, возведенный гостиничный комплекс нарушил архитектурный облик зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд  принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Свиязова С.В. не соглашается с решением, просит его отменить. Указывает на то, что из системного толкования статьи 49 ГрК РФ  нельзя сделать вывод о том, что гостиницы предназначены для проживания граждан. Под строениями, предназначенными для проживания граждан, имеются ввиду объекты, поименованные в пунктах 1-3 части 2 указанной статьи.

Считает, что прокурор в данном случае вмешивается в предпринимательскую деятельность, создавая препятствия в её осуществлении.

Полагает неверной ссылку в решении суда на Правила предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015, поскольку на момент получения разрешения на строительство данные Правила не действовали, а действовавшие Правила предоставления гостиничных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490, не содержали понятия «проживание граждан».

Судом необоснованно не приняты во внимание нормы жилищного законодательства и Правил регистрации граждан по месту жительства и временного пребывания, в которых дано понятие жилого помещения, к которому гостиницы не относятся. Гостиницы предназначены для временного пребывания, а не проживания граждан.

Необоснованным является вывод суда о несоответствии объекта требованиям законодательства по охране объектов культурно наследия.  Суду следовало установить незаконность действий административного ответчика на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а не на настоящий момент.

Считает, что дело не подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.  Споры о признании актов органа местного самоуправления недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. В данном случае разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию привели к возникновению у неё права собственности на построенный гостиничный комплекс. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска также не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что на момент обращения Свиязовой С.В. за разрешением на строительство гостиничного комплекса, ею были представлены все необходимые документы. В связи с этим у администрации г.Ульяновска отсутствовали основания для отказа в выдаче ей разрешения на строительство.

Предоставления положительного заключения экспертизы проектной документации в данном случае не требовалось в соответствии с подпунктом 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ.  

Перечень жилых помещений определен в ст. 16 ЖК РФ. Гостиницы в данный перечень не входят.  

 

Гостиничный комплекс предназначен для временного пребывания граждан, а не для  проживания.

Проектная документация подготовлена организацией, имеющей свидетельство о допуске к определенному виду работ. В проекте указано на то, что он разработан в полном соответствии с требованиями безопасности объектов в области защиты населения и территорий. В силу п. 5 ст. 48 ГрК РФ ответственность за качество проектной документации и её соответствие требованиям технических регламентов несет лицо, осуществляющее подготовку проектной документации.

Законодательством не предусмотрена обязанность администрации г.Ульяновска проверять проектную документацию на предмет соответствия строительным нормам и правилам.

Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также отсутствовали. В силу ст.ст. 54 и 55 ГрК РФ заключение органа государственного строительного надзора не требовалось, поскольку данное заключение необходимо при строительстве объектов, проектная документация которых подлежала экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ. В данном случае проектная документация не подлежала экспертизе.

Указывает также на то, что на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – 25.12.2015 построенный объект соответствовал согласованному эскизному проекту. Доказательств обратного суду не представлено.

Административным  истцом пропущен установленный законом срок для обжалования разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, учитывая, что осмотр объекта истцом производился 17.07.2017.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились Свиязова С.В., представители ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина», Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области, Управления по охране объектов культурного наследия администрации губернатора Ульяновской области, ООО «Инвест Проект». О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 06.03.2015 администрация г.Ульяновска выдала Свиязовой С.В. разрешение на строительство (№ RU 73304000-125) 2-этажного гостиничного комплекса на земельном участке площадью 1029 кв.м, расположенном по адресу: г. У***, ул. Л***.

Указанное разрешение на строительство выдано в соответствии с проектной документацией, подготовленной ООО «Инвест Проект», утвержденной застройщиком, на выполнение всего объема работ в пределах границ земельного участка с кадастровым номером ***, принадлежащего Свиязовой С.В. на праве собственности.

Как следует из проектной документации, в проектируемом здании имеется 15 гостиничных номеров. Общая площадь объекта капитального строительства 812,2кв.м.

25.12.2015 администрацией г.Ульяновска Свиязовой С.В. выдано разрешение № 73-73-176-2015 на ввод в эксплуатацию указанного объекта.

15.02.2016 Свиязова С.В. зарегистрировала право собственности на объект капитального строительства: гостиничный комплекс по ул.Л*** в Л*** г.У***, назначение: нежилое, площадь 812,2кв.м., количество этажей – 2.

Земельный участок, принадлежащий Свиязовой С.В. на праве собственности, на котором возведен вышеназванный объект капитального строительства, расположен в тер­риториальной зоне «ОЗФ» - объе­динённая охранная зона объектов культурного наследия федерального наследия, запрещающей строительство зданий и сооружений, за исключением приме­нения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.20 Приложения №1 к постановлению Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 №256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории МО «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон»).

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности действий администрации г.Ульяновска по выдаче Свиязовой С.В. разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и отмене указанных документов.

В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу положений части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Пунктами 1, 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи.

Удовлетворяя заявление и признавая недействительным оспариваемое разрешение на строительство, суд обоснованно исходил из того, что для его получения застройщиком в орган местного самоуправления был представлен не полный пакет документов, предусмотренный статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. Застройщиком не было представлено положительное заключение экспертизы проектной документации.

Довод апелляционных жалоб о том, что в силу ст. 49 ГрК РФ предоставление указанного экспертного заключения в отношении строящегося Свиязовой С.В. объекта не требовалось, противоречит положениям действующего законодательства.

В силу подпункта 4 пункта 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

В данном случае гостиница является объектом капитального строительства,  предназначенным для проживания граждан. В связи с  этим для получения разрешения на строительство требовалось предоставление экспертизы проектной документации. 

Возражая против выводов суда о неполноте пакета документов представленного для получения разрешения на строительство объекта, представители администрации г.Ульяновска и Свиязова С.В. указывали на то, что гостиничный комплекс в силу ст. 16 ЖК РФ не предназначен для проживания граждан, а является местом временного пребывания.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным доводом.

Понятие – «место пребывания» и «место жительства» используются в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», который регулирует регистрационный учет граждан по месту пребывания и месту жительства, то есть государственную деятельность по фиксации и обобщению сведений о передвижении граждан. При этом под местом пребывания понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.  Таким образом, главным отличием места проживания и места пребывания применительно к данному закону является продолжительность времени проживания гражданина.

Вместе с тем время и цели пребывания граждан в гостиничном комплексе не влияют на разновидность помещения, которое является либо жилым, либо нежилым. Гостиничный комплекс предназначен для временного проживания в нем граждан, в связи с  чем для получения разрешения на строительство необходимо предоставление экспертизы проектной документации. 

Учитывая, что при обращении за получением разрешения на строительство застройщиком не были представлены все необходимые документы, оснований для его выдачи не  имелось.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Частью ч. 3 ст. 55 ГрК РФ определены документы необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В их числе предусмотрено заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (п. 9).

В силу ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

В данном случае незаконная выдача администрацией г.Ульяновска разрешения на строительство (без предоставления экспертизы проектной документации) привела к незаконной выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию -  в отсутствие заключение органа государственного строительного надзора. Вместе с тем в согласно п. 1 ч. 6 ст. 55 ГрК РФ отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

С учетом вышеизложенного то обстоятельство, что в настоящее время  поостренный объект не соответствует эскизному проекту, согласованному с уполномоченным органом по охране объектов культурного наследия, существенного значения для дела не имеет.

Довод апелляционной жалобы Свиязовой С.В. о том, что дело не подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, является несостоятельным, поскольку основан на неверной трактовке действующего законодательства.

Не может согласиться судебная коллегия с доводом о пропуске прокурором срока на обращение в суд. 

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В данном случае о выдаче разрешений на строительство и на вводу объекта в эксплуатацию гостиничного комплекса по ул. Л*** в г.У*** прокурору стало известно в рамках проведенной проверки. Осмотр объекта строительства был произведен 17.07.2017. По результатам проверки в адрес Главы администрации г.Ульяновска 28.08.2017 было вынесено представление об устранении нарушений. С указанной даты следует отсчитывать срок на обращение в суд, который прокурором не пропущен (с учетом подачи административного иска в суд 07.11.2017).

Учитывая, что принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 декабря 2017 года - оставить без изменения, а апелляционные жалобы Свиязовой Светланы Васильевны,  администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: