Судебный акт
О возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
Документ от 27.02.2018, опубликован на сайте 17.03.2018 под номером 71909, 2-я гражданская, о признании участником подрограммы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                                           Дело № 33-791/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         27 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Гасояна Алихана Князовича – Дегтярева Анатолия Васильевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 ноября 2017 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Гасояна Алихана Князовича к администрации города Димитровграда о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище», к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности оформить и выдать государственный жилищный сертификат – отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя Гасоян А.К. – Дегтярева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гасоян А.К. обратился в суд с иском к администрации города Димитровграда Ульяновской области о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище», к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности оформить и выдать государственный жилищный сертификат.

В обоснование иска указал, что он с составом семьи из четырех человек с 16.05.1995 зарегистрирован и проживает в квартире, общей площадью 76,5 кв.м, жилой площадью - 53,5 кв.м., расположенной по адресу***. Указанная квартира принадлежит на праве собственности его брату – Г*** С.К. Также в квартире зарегистрирован и проживает его брат Г*** В.К. с составом семьи из пяти человек. Всего в квартире зарегистрировано и проживают 9 человек. Таким образом, на каждого члена семьи приходится по 8,45 кв.м площади, что менее учетной нормы площади жилого помещения.

Он (истец) является малоимущим, по состоянию здоровья не работает, трудовой книжки не имеет. Его супруга и дочь также не работают и не имеют трудовых книжек, сын несовершеннолетний. Ежемесячное пособие на детей им не назначалось и не выплачивалось.

Кроме того, он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 году.

В январе 2013 года и в 2014 году он обращался в администрацию г. Димитровграда с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решениями комиссии по жилищным вопросам администрации г. Димитровграда от 24.01.2013 и от 24.01.2014 в признании нуждающимся и постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ему было отказано. 27.06.2016 он вновь обратился с в администрацию г. Димитровграда заявлением о постановке его на учет. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации г. Димитровграда от 20.07.2016 ему было отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилье в связи с тем, что представленные документы не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

17.08.2017 он обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, просил обязать администрацию г. Димитровграда поставить его с составом семьи из 4 человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, принять решение о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения. Однако ему было также отказано.

Просил обязать администрацию г. Димитровграда поставить его с составом семьи из 4 человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включить в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище», обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области оформить и выдать ему в порядке очередности государственный жилищный сертификат, удостоверяющий его право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения на состав семьи из 4 человек в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2010-2015 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Гасоян А.М., Гасоян Р.А., Гасоян Р.А.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Гасояна А.К. – Дегтярев А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления.

Считает, что Гасоян А.К. с составом семьи из четырех человек имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как малоимущий и как участник Чернобыльской АЭС.

Истец, представители ответчиков, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 (в редакции от 22 декабря 2014 года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Статья 13 вышеуказанного Закона выделяет 12 категорий военнослужащих и граждан, имеющих единый статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

При этом данный Закон устанавливает систему мер социальной поддержки, дополнительных прав и льгот, в том числе и в вопросе улучшения жилищных условий, объем которых различается в зависимости от принадлежности к той или иной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

В соответствии со статьями 14 и 15 данного Закона, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации гарантируется не всем указанным в статье 13 данного Закона гражданам, а лишь указанным в пунктах 1, 2 и 3 части первой этой статьи, а гражданам, указанным в пункте четвертом части первой статьи 13 гарантируется только постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При этом, статьей 15 Закона прямо указано, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

На основании пункта 4 части 1 статьи 13 вышеуказанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения.

Согласно статье 15 Закона гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона.

Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 4, 6, 7, 9 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 2 части первой настоящей статьи. Кроме того, им гарантируются в том числе постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что согласно удостоверению серии *** от 26.09.2004, выданному КСЗН администрации Ульяновской области, Галоян А.К. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 году.

Согласно архивной справке войсковой части *** от 19.08.2016 № 172 Гасоян А.К. в период с 28.06.1989 по 31.12.1990 осуществлял охрану Чернобыльской АЭС, промплощадки ЧАЭС.

Полагая наличие права быть принятым на учет на улучшение жилищных условий как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 году, истец обратился в администрацию г. Димитровграда с заявлением о постановке его на учет в 2016 году.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации г. Димитровграда от 20.07.2016 № *** Гасоян А.К. было отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилье в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Отказывая в удовлетворении требований истца в части возложения обязанности на администрацию г. Димитровграда поставить Гасояна А.К. с составом семьи четыре человека (он, жена Г*** А.М., дочь Г*** Р.А., сын Г*** Р.А.) на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции правильно указал, что принятое администрацией г. Димитровграда решение об отказе истцу в принятии на учет на предоставление жилья является правомерным, поскольку истцом Гасояном А.К. предоставлен неполный пакет документов при обращении с заявлением о постановке на учет, а именно, не представлены справки о его доходах и доходах членов его семьи, что необходимо для отнесения граждан к категории малоимущих.

Судебная коллегия считает данный вывод суда верным, принятым с учетом положений статей 51-52 ЖК РФ.

Кроме того, решением комиссии по жилищным вопросам администрации г. Димитровграда от 15.11.2017 Гасоян А.К. с составом семьи три человека принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Требования истца в части включения его в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище», обязания Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области оформить и выдать истцу государственный жилищный сертификат также разрешены судом правильно.

Учитывая вышеназванные нормы Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 (в редакции от 22 декабря 2014 года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», районный суд правомерно указал, что выданное истцу удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС не дает ему право на такую меру социальной поддержки, как обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета, предусмотренную частью 1 статьи 14 и частью 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку нормами данного Закона вышеуказанная мера социальной поддержки предоставляется только гражданам, названным в пунктах 1, 2 и 3 части 1 статьи 13, а именно: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 13; а также гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на указанных в данном пункте работах; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; работникам лечебных учреждений, получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Доказательств выполнения истцом работ по объекту «Укрытие» в указанный период не имеется, что подтверждается решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17.01.2017, которым в удовлетворении требований Гасояна А.К. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с отметкой «Укрытие» отказано.

Вопреки доводам жалобы об отнесении истца к категории граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд пришел к верному выводу, что истец не относится к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета путем получения социальной выплаты на приобретение жилья.

Довод представителя Гасояна А.К. о том, что истец будет устанавливать связь имеющегося у него заболевания с последствиями воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не является основанием для отмены решения суда, поскольку при получении соответствующего решения истец вправе обратиться с требованиями о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Доводы апелляционной жалобы истца направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, данные доводы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

Основываясь на изложенном, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Гасояна Алихана Князовича – Дегтярева Анатолия Васильевича - без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                

 

Судьи: