УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тураева Т.Е. Дело № 33-915/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 марта 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А.,
Чурбановой Е.В.
при секретаре Абросимовой
А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 8
декабря 2017 года, по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Сенгилеевского района
Ульяновской области,
действующего в интересах Пяткина Федора Сергеевича, удовлетворить.
Обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Пяткина Федора Сергеевича лекарственными препаратами *** по рецепту от 17.10.2017
№ ***, *** по рецепту от 17.10.2017 № ***, *** по рецепту от 17.10.2017 № ***.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Заслушав доклад
судьи Мирясовой Н.Г., мнение прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Сенгилеевского
района Ульяновской области, действуя в интересах Пяткина Ф.С., обратился в суд
с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными
препаратами.
В обоснование иска
указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Пяткин
Ф.С., *** года рождения, является инвалидом ***
группы, страдает заболеванием «***», в связи с чем имеет право на
льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.
17.10.2017 врачом Государственного учреждения
здравоохранения (далее – ГУЗ) «Сенгилеевская районная больница» Пяткину Ф.С.
выписаны лекарственные препараты *** 1000 мг № 60, *** 30 мг № 60 и *** 5 мг №
50.
Однако до настоящего времени Пяткин Ф.С. указанными
препаратами по выписанным рецептам от 17.10.2017 № ***, № ***, № *** не
обеспечен по причине их отсутствия в наличии в аптеке акционерного общества (далее – АО)
«УльяновскФармация» и в связи с истекшим сроком действия выписанных
рецептов.
Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи
и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Пяткина Ф.С.
лекарственными препаратами *** 1000 мг № 60, *** 30 мг № 60 и *** 5 мг № 50 по
выписанным рецептам от 17.10.2017 № ***, № ***, № *** в соответствии с его
диагнозом, обратить решение к немедленному исполнению.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупался
лекарственный препарат «***», «***», «***» согласно
государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий
граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных
организациях, расположенных на территории Ульяновской области.
Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября
2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом.
Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом,
за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что назначение
и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава
России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и
выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на
лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и
хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера
заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что
не обеспечение Пяткина Ф.С. лекарственным
препаратом «***», «***», «***» по выписанным льготным рецептам от
17.10.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не
исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и
их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с
Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными
препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом
количестве и не может быть назначено по решению суда. Также обращает внимание,
что лекарственные препараты имеют срок годности (1 год) и не подлежат запасам
впрок. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Пяткин
Ф.С., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими
изделиями, лекарственными препаратами. Увеличить дозировку и выписывать
лекарства и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Росси
В
возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сенгилеевского района Ульяновской
области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без
изменения, жалобу – без удовлетворения.
Дело
рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и
месте рассмотрения дела.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Пяткин Ф.С., *** года рождения, является инвалидом ***
группы, страдает заболеванием «***», в связи с чем имеет право на
льготы в части бесплатного лекарственного обеспечения..
Однако по выписанным
льготным рецептам 17.10.2017, Пяткин Ф.С. не был обеспечен лекарственными
препаратами.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не
установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно п. 3
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890
"О государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения" Правительство Российской
Федерации утверждает Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с данным Перечнем
правом на бесплатное получение лекарственных средств имеют лица страдающие *** на лечение данного заболевания.
В соответствии со ст. 70
Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует
своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который
является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с
использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании
(состоянии) пациента.
Порядок назначения и выписывания
лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской
Федерации от 20 декабря 2012 года N 1175н (далее - Порядок).
Истец в установленном порядке получил рецепт,
по которому в установленный срок не смог
получить лекарственный препарат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к
верному выводу о том, что нарушенное право Пяткина Ф.С. на бесплатное обеспечение необходимым
лекарственным препаратом подлежит защите и восстановлению.
Суд первой
инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению данными лекарствами
на Министерство здравоохранении, семьи и социального благополучия
Ульяновской области.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 N 387-П (ред. от 30.01.2017)
"О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" на
территории Ульяновской области" установлено, что финансирование
расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными
продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении
граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый
год и плановый период на данные цели. В связи с этим Министерство организует в пределах своих полномочий
мониторинг в утверждаемом им порядке и контроль в соответствии с
законодательством за назначением и обеспечением лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при
амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу. Таким образом,
обязанность по обеспечению лекарственным препаратом в силу закона возложена на
Министерство. То обстоятельство, что Министерство заключило государственный
контракт по осуществлению данной услуги с АО «УльяновскФармация», не
освобождает ответчика от обязанности по отношению к истцу. Поскольку контракт
заключен между Министерством и АО «УльяновскФармация», в договоре определены
права и обязанности сторон и ответственность сторон по отношению к друг другу, тогда как истец не является
стороной по договору.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены
судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 8 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: