Судебный акт
Ликвидация несанкционированной свалки
Документ от 13.03.2018, опубликован на сайте 17.03.2018 под номером 71892, 2-я гражданская, о ликвидации несанкционированной свалки, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Тудиярова С.В.                                                               Дело № 33а-955/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   13 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Скала П.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Администрации г.Димитровграда Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

Административные исковые требования Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Администрацию г.Димитровграда Ульяновской области, Комитет по жилищно-коммунальному комплексу Администрации г. Димитровграда Ульяновской области, муниципальное казенное учреждение «Городские дороги» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: г.Димитровград, *** на земельном участке с кадастровым номером ***.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в суд с исковым заявлением к Администрации МО «г.Димитровград» Ульяновской области о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.

В обоснование исковых требований указало, что согласно актам рейдового задания от 10 июня 2017г. и от 13 сентября 2017г. на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, *** установлено наличие несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов в виде банок, бутылок, бумаги, картона, элементов упаковки, пакетов, мешков, непригодной к использованию одежды, обуви, бытовой техники, автошин, кирпича, керамической и пластиковой посуды, непригодной к использованию мебели, веток деревьев. Общая площадь свалки около 200 кв.м. Министерство 15 июня 2017г. направило в адрес Главы администрации МО «г.Димитровград» письмо о принятии мер по уборке указанной свалки, однако до настоящего времени свалка не ликвидирована.

В связи с этим Министерство просило суд обязать  Администрацию г.Димитровграда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, *** на земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью около 200 кв.м.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Комитет по жилищно – коммунальному комплексу Администрации г.Димитровграда, МКУ «Городские дороги».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Комитет по жилищно – коммунальному комплексу Администрации г.Димитровграда Ульяновской области не соглашается с решением суда в части возложения на него и на МКУ «Городские дороги» обязанности по ликвидации несанкционированной свалки. Считает, что Комитет по ЖКК Администрации г. Димитровграда и МКУ «Городские дороги» являются ненадлежащими ответчиками по делу. В силу положений Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов лежит на органах местного самоуправления городских округов. В силу ст. 23 Устава МО «Город Димитровград» Ульяновской области администрация г.Димитровграда  входит в структуру органов местного самоуправления.

Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, является муниципальной собственностью. Данный земельный участок во владение и пользование ни Комитету, ни МКУ «Городские дороги» не передавался. В связи с  этим расходование бюджетных средств Комитетом ЖКК и МКУ «Городские дороги» на ликвидацию несанкционированной свалки приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. 

 

В судебное заседание участники процесса не явились. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: *** находится несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, общей площадью около 200 кв.м. Земельный участок является муниципальной собственностью.

Удовлетворяя требования Министерства, суд исходил из того, что непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на Комитет по ЖКК Администрации г.Димитровграда и МКУ «Городские дороги».

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды») организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.

На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит именно на Администрации МО «Город Димитровград» Ульяновской области, которая в силу ст. 2, 23, главы VIII Устава МО «Город Димитровград» Ульяновской области, утвержденного решением  Городской Думы г. Димитровграда от 29 июня 2016г. № 46/556, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

Возлагая на Комитет и МКУ «Городские дороги» указанную обязанность суд первой инстанции сослался на то, что в силу Положения о Комитете по жилищно-коммунальному комплексу Администрации города Димитровграда Ульяновской области, утвержденного Решением Городской Думы г.Димитровграда № 16/183 от 24 сентября 2014 г., на Комитет возложено обеспечение реализации полномочий Администрации по решению задач, в том числе, по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям Комитета в области жилищно-коммунального хозяйства относится  организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе ликвидация несанкционированных свалок на муниципальных земельных участках.

Возлагая обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на МКУ «Городские дороги», суд первой инстанции указал, что основным видом его деятельности является сбор и обработка сточных вод, одним из дополнительных видов деятельности является деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки также и на Комитет по ЖКК Администрации г.Димитровграда и МКУ «Городские дороги».

Судебная коллегия не согласна с указанным выводом суда первой инстанции.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесено к безусловной компетенции муниципального образования.  При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, решение суда в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на Комитет по ЖКК Администрации г.Ульяновска и МКУ «Городские дороги» подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 декабря 2017 года в части возложения на Комитет по жилищно-коммунальному комплексу Администрации г. Димитровграда Ульяновской области и на муниципальное казенное учреждение «Городские дороги» обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: г.Димитровград, ул.Куйбышева, 2/6, на земельном участке с кадастровым номером ***, отменить.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий                                   Судьи: