Судебный акт
О возложении обязанности по обеспечению водоснабжения в пределах муниципального района
Документ от 27.02.2018, опубликован на сайте 07.03.2018 под номером 71805, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по соблюдению требований санитарно-эпидамиологического законодательства и о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Росляков В.Ю.                                                          Дело № 33а-812/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              27 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А.  и Васильевой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Инзенский район» на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 12 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в лице Территориального отдела в Карсунском районе удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенский район», выразившиеся в не определении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в с. Бояркино и д. Кеньша Инзенского района Ульяновской области.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенский район», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории МО Черемушкинское  сельское поселение Инзенского района Ульяновской области.

Обязать администрацию МО «Инзенский район» для  с. Бояркино и
д. Кеньша Инзенского района Ульяновской области, входящих в состав территории МО Черемушкинское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.07.2018 года определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимые для обеспечения населения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Обязать администрацию МО «Инзенский район» для каждого из населенных пунктов, входящих в состав территории МО Черемушкинское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава МО Черемушкинское  сельское поселение Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.07.2018 года разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

В обоснование иска указано, что в состав МО «Инзенский район» входит МО «Черемушкинское сельское поселение», территорию которого составляют населенные пункты  с. Черемушки, с. Аристовка, с. Большая Борисовка, с. Бояркино, дер. Кеньша, с. Малая Борисовка, с. Поддубное, с. Репьевка. Водоснабжение и водоотведение на территории поселения осуществляется МУП  «Нива».

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении МУП «Нива» с 30.10.2017 по 08.11.2017  проведена выездная  проверка, в ходе которой были выявлены  нарушения санитарно- эпидемиологических требований, а именно отсутствуют проекты зон санитарной охраны на все водозаборные сооружения и водоводы во всех  вышеуказанных селах. Пункт 1.6 СанПиН 2.1.41110-02  предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим  хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п.1.11 Правил).

В с.Бояркино и д. Кеньша Инзенского района водоснабжение населения не организовано. Источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не определены. Ссылаясь на ст.ст. 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 27, 43, 55, 65 Водного кодекса РФ, ст.ст. 11, 19 Федерального закона «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения», Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02», истец просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенский район», выразившиеся в не определении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в д. Бояркино, д. Кеньша Инзенского района Ульяновской области; признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенский район», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории МО Черемушкинское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области; обязать администрацию МО «Инзенский район» для с. Бояркино и д. Кеньша  Инзенского района Ульяновской области, входящих в состав территории МО Черемушкинское  сельское поселение Инзенского района Ульяновской области,  в срок до 01.07.2018 определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимые для обеспечения населения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой, в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей; обязать администрацию МО «Инзенский район» для каждого из населенных пунктов, входящих в состав территории МО Черемушкинское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.07.2018 разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Инзенский район» просит решение отменить как незаконное, необоснованное. Указывает, что Решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 30.01.2015 № 6 было утверждено соглашение о передаче полномочий по организации в границах Черемушкинского сельского поселения водоснабжения и водоотведения. На дату подачи искового заявления  и по настоящее время полномочия по организации водоснабжения на территории Черемушкинского сельского поселения исполняет администрация данного поселения. На основании вышеуказанного решения Совета депутатов было заключено соглашение между администрацией МО «Инзенский район» и администрацией МО Черемушкинское сельское поселение о передаче осуществления части полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения и организации водоотведения. В реестре муниципального имущества МО «Инзенский район» источники водоснабжения, расположенные на территории МО Черемушкинское сельское поселение, не числятся. Исходя из выписки из бюджета МО Черемушкинское сельское поселение за 2017 год, следует, что на организацию в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения в 2017 году предусмотрено 117 000 руб., на 2018 год – 185 000 руб. Правовых оснований для возложения на Администрацию района обязанности произвести указанные в исковом заявлении действия не имеется. Администрация МО «Инзенский район» является ненадлежащим ответчиком по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу МУ администрация МО Черемушкинское сельское поселение просит решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В силу абз. 2 ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В силу ч. 5 ст. 41 КАС РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм при рассмотрении настоящего дела администрация МО «Черемушкинское сельское поселение», с которой администрация МО «Инзенский район»  заключила соглашение о передаче полномочий в части организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, к участию в деле в качестве соответчика не привлечена.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежащего применению при рассмотрении апелляционной жалобы, решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При изложенных обстоятельствах данное решение подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует разрешить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве административного соответчика администрацию МО «Черемушкинское сельское поселение», принять решение  с соблюдением положений статей 178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Руководствуясь пунктом 3 статьи 309, пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 12 декабря 2017 года отменить.

Административное дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в лице Территориального отдела в Карсунском районе (далее Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований направить в тот же суд на новое рассмотрение.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи