Судебный акт
О постноавек на учет для получения выплаты на приобретение жилого помещения
Документ от 27.02.2018, опубликован на сайте 07.03.2018 под номером 71789, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кизирбозунц Т.Т.                                                Дело № 33-770/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              27 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Степанова Николая Геннадьевича на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 17 ноября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 11 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Степанова Николая Геннадьевича к                         Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по                  Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства  жилого помещения, возложении обязанности поставить на учёт для получения социальной выплаты с момента подачи заявления – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Степанова Н.Г., его представителя – адвоката Подобрий Н.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Степанов Н.Г. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на такой учет с момента подачи заявления. В обоснование иска указал, что с 6 сентября 2005 года по настоящее время проходит службу в УФСИН России по Ульяновской области. Его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. 21 июля 2014 года он обратился в комиссию УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 29 октября 2014 года вышеуказанная комиссия приняла решение о направлении представленных им документов в комиссию ФСИН России. Решением комиссии ФСИН России от 1 декабря 2016 года ему отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, а также в связи с ухудшением жилищных условий членами его семьи. Указано, что не были предоставлены свидетельство о рождении супруги, финансовый лицевой счет и выписка из домовой книги, где ранее проживала его супруга. Полагал решение незаконным и необоснованным, поскольку он и члены его семьи каких-либо жилых помещений в собственности или по договору социального найма на территории Российской Федерации не имеют. Считает несостоятельной ссылку комиссии на факт ухудшения членами его семьи в 2014 году жилищных условий. Просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 01 декабря 2016 года об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, поставить его на такой учёт с момента подачи заявления.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Степанов Н.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Считает несостоятельным вывод суда о том, что его супруга и сын, снявшись 04 июня 2014 года с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем отцу его супруги, и отказавшись от права пользования этим жилым помещением, намеренно ухудшили свои жилищные условия. Указывает, что жилищных условий они не ухудшали, лишь зарегистрировались в одном жилом помещении вместе с ним, как не имели в собственности жилья, так и не имеют по настоящее время. По мнению автора жалобы, судом не принято во внимание, что понятие семьи предусматривает совместное проживание супругов и их несовершеннолетних детей, ведение ими общего хозяйства. Обращает внимание, что до 2014 года его супруга с сыном были зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 85 кв.м, принадлежащем отцу супруги, в котором также проживало пять человек. Он был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 40,8 кв.м, принадлежащем его отцу, в котором проживало 4 человека. Следовательно, нуждаемость его семьи в жилом помещении необходимо определять исходя из общей площади двух жилых помещений и общего  количества лиц, в них проживающих. При таком расчете на одного члена семьи приходилось по 13,97 кв.м, что менее учетной нормы площади жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

С 01 января 2013 года отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы (далее - единовременная социальная выплата).

Частью 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник в том числе не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ).

Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях названных Правил относится в том числе Федеральная служба исполнения наказаний,

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил).

Пунктом 5 Правил определен перечень документов, которые сотрудник должен представить в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения и в которых указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи.

Согласно п. 12 Правил  в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 06 сентября 2005 года Степанов Н.Г. проходит службу в уголовно-исполнительной системе.

Его выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 21 июля 2014 года составляла 10 лет 10 месяцев 15 дней.

21 июля 2014 года Степанов Н.Г. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, к которому приложил пакет документов.

29 октября 2014 года заявление истца было рассмотрено территориальной подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области, принято решение о направлении пакета документов, представленных Степановым Н.Г., в комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его и членов его семьи на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии ФСИН России от 01 декабря 2016 года (протокол №***) Степанову Н.Г. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, а также в соответствии с п. 12 Правил в связи с ухудшением жилищных условий в 2014 году членами семьи заявителя.

В оспариваемом истцом решении указано, что Степановым Н.Г. не представлены: свидетельство о рождении супруги, финансовый лицевой счет и выписка из домовой книги на жилое помещение, принадлежащее отцу супруги истца, информация о месте жительства сына истца в период с 16 октября 2008 года по 30 октября 2009 года; указано о том, что в представленной справке на жилое помещение отца супруги истца, отсутствует номер дома; а также об ухудшении членами семьи истца жилищных условий в связи со снятием супруги и сына 04 июня 2014 года с регистрационного учета из жилого помещения общей площадью 85 кв.м и регистрацией совместно с истцом в жилом помещении общей площадью 40,8 кв.м.

Полагая решение Комиссии ФСИН незаконным, Степанов Н.Г. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Согласно пункту 5 Правил сотрудник при обращении в комиссию в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты к заявлению прилагает в том числе копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником) (п.п. «а»); копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (п.п. «б»);  копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (п.п. «д»); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (п.п. «з»); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (п.п. «и»).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Поскольку действующим правовым регулированием установлен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и порядок их оформления, то несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Из материалов дела следует, что при обращении в комиссию Степановым Н.Г. не были представлены: копия свидетельства о рождении супруги, тогда как она в период с 17 августа 1998 года до 04 июня 2014 года была зарегистрирована в доме своего отца Н*** Н.Г. и в силу норм жилищного законодательства являлась членом его семьи; сведения о месте жительства сына Д*** в период с его рождения (с *** года) и до момента регистрации в доме, принадлежащем Н*** Н.Г. (30 октября 2009 года); финансовый лицевой счет и выписка из домовой книги на данный жилой дом.

При этом истцом также не было представлено и сведений, подтверждающих невозможность получения и представления в комиссию названных документов, в нарушение п. 5 Правил.

Кроме того, как следует из материалов дела, жилой дом, принадлежащий на праве собственности отцу супруги истца – Н*** Г.И., имеет площадь 86 кв.м, а не 85 кв.м, как указано в справке формы № 8, которую истец представлял в комиссию. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания оспариваемого решения комиссии незаконным.

При разрешении вопроса о наличии в действиях членов семьи истца намеренных действий по ухудшению жилищных условий судебная коллегия исходит из следующего.

Из материалов дела видно, что с 15 сентября 2007 года Степанов Н.Г. состоит в зарегистрированном браке со С*** (Н***) Н.Г.

От брака супруги Степановы имеют сына ***, *** года рождения, дочь ***, *** года рождения.

Степанов Н.Г. с 14 марта 2000 года зарегистрирован в жилом доме общей площадью 40,8 кв.м, по адресу: ***, собственником которого является отец истца – С*** Г.М.

В доме по названному адресу также зарегистрированы: с 21 декабря 1979 года - С*** Г.М. (отец истца) и С*** Н.Н. (мать истца), с 02 октября 1992 года – С*** М.Г. (брат истца), с 04 июня 2014 года – С*** Н.Г. (супруга истца), несовершеннолетний ***. (сын истца).

До 04 июня 2014 года супруга истца (с 17 августа 1998 года) и  несовершеннолетний сын (с *** года) были зарегистрированы по адресу: ***, в жилом доме, общей площадью 86 кв.м, собственником которого является Н*** Г.И. – отец супруги истца.

В данном жилом доме общей площадью 86 кв.м также зарегистрированы: с 05 сентября 1992 года - Н*** Г.И. (отец супруги истца), с 28 ноября 2005 года - В*** Т.Г. (сестра супруги истца), В*** С.А. (сын В*** Т.Г.).

Снятие супруги и несовершеннолетнего сына истца с регистрационного учета по адресу: ***, из жилого дома общей площадью 86 кв.м, и их регистрация совместно с истцом в жилом доме общей площадью 40,8 кв.м, не свидетельствует об ухудшении членами семьи истца жилищных условий, поскольку в любом случае на каждого члена семьи истца с учетом общей площади жилых помещений и лиц, в них проживающих и также не имеющих иного жилья, приходилось и приходится менее установленной нормы 15 кв.м.

В соответствии с п.п. «б» п. 15 Правил, на который  в суде апелляционной инстанции ссылался представитель ответчиков, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.

Однако действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ, истец и члены его семьи не совершали.

Вместе с тем доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях членов семьи истца намеренного ухудшения жилищных условий основанием к отмене решения комиссии ФСИН от 01 декабря 2016 года и обжалуемого судебного решения являться не могут, так как истцу отказано в постановке на учет не только по данному основанию, но и в связи с непредоставлением всех необходимых документов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                       Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска                                             от 17 ноября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 11 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                      Степанова Николая Геннадьевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                             

 

Судьи