Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 13.02.2018, опубликован на сайте 27.02.2018 под номером 71544, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                  Дело № 33-668/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Расторгуевой Л.О.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 7 ноября 2017 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска действующего в интересах Лазаревой Нины Степановны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Лазареву Нину Степановну по рецептам №*** от 05.06.2017, № *** от 06.07.2017 *** № 50 в количестве двух упаковок (100 штук), по рецептам №*** от 06.07.2017 и № *** от 03.08.2017 *** №100 в количестве 0,4 упаковки (40 штук).

В остальном в удовлетворении иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Лазаревой Н.С. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями и лекарственными препаратами.

В обоснование исковых требований указал, что Лазарева Н.С., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова» с диагнозом: ***, в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.

01.09.2017 Лазаревой Н.С. выписан рецепт на получение лекарственного средства – ***).

01.09.2017, 06.07.2017, 05.06.2017, 07.03.2017 Лазаревой Н.С. выписаны рецепты на получение медицинских изделий – ***, каждый рецепт на получение 1 упаковки такого медицинского изделия.

07.03.2017, 06.07.2017, 03.08.2017, 01.09.2017 Лазаревой Н.С. выписаны рецепты на получение медицинских изделий – *** № 100, каждый рецепт на получение 0,2 упаковки таких медицинский изделий. Однако, указанными медицинскими изделиями и лекарственным средством Лазарева Н.С. обеспечена не была.

Таким образом, права Лазаревой Н.С. на льготное получение ***, *** и *** № 100 были грубо нарушены.

Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Лазареву Н.С. лекарственным средством *** 100 МЕ/мл/3мл № 5 в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 01.09.2017, медицинскими изделиями *** в количестве 4 упаковок по выписанным рецептам от 01.09.2017, 06.07.2017, 05.06.2017, 07.036.2017, *** №100 в количестве 0,8 упаковки по выписанным рецептам от 07.03.2017, 06.07.2017, 03.08.2017, 01.09.2017, обязать ответчика своевременно и в необходимом количестве обеспечивать Лазареву Н.С. лекарственным средством и медицинскими изделиями.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова», акционерное общество «УльяновскФармация».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части возложения на Министерство обязанности возместить обеспечить Лазареву Н.С. по рецептам от 05.06.2017 № ***, от 06.07.2017 *** *** в количестве двух упаковок (100 штук), по рецептам от 06.07.2017 № ***, от 03.08.2017 №*** *** №100 в количестве 0,4 упаковки (40 штук) и принять новое решение.

Указывает, что Министерством закупались медицинские изделия - *** согласно государственному контракту об оказании услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Полагает, что необеспечение Лазаревой Н.С. *** по рецептам от 06.07.2017, 05.06.2017, *** по рецептам от 06.07.2017, 03.08.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

Отмечает, что дальнейшее обеспечение Лазаревой Н.С. спорными медицинскими изделиями Министерством осуществляется. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Лазарева Н.С., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит заболевание «***». Все лекарственные средства, *** (100г в месяц), ***, ***, ***, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Лазарева Н.С. страдает заболеванием «***», в связи с чем нуждается в приеме лекарственного препарата «*** и использовании ***, средств диагностики.

01.09.2017, 06.07.2017, 05.06.2017, 07.03.2017 Лазаревой Н.С. лечащим врачом был выписаны рецепты на получение бесплатно медицинских изделий – ***, каждый рецепт на получение 1 упаковки такого медицинского изделия.

07.03.2017, 06.07.2017, 03.08.2017, 01.09.2017 Лазаревой Н.С. выписаны рецепты на получение медицинских *** № 100, каждый рецепт на получение 0,2 упаковки таких медицинский изделий. Однако медицинские изделия по рецептам врача Лазаревой Н.С. предоставлены не были.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Лазаревой Н.С. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Лазаревой Н.С. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Лазаревой Н.С. лекарственными препаратами осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Лазареву Н.С. медицинскими изделиями по рецептам от 05.06.2017, 06.07.2017 и 03.08.2017.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Лазарева Н.С.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 7 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: