Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 13.02.2018, опубликован на сайте 27.02.2018 под номером 71537, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                  Дело № 33-620/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Расторгуевой Л.О.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 октября 2017 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска действующего в интересах *** к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить ребёнка-инвалида ***, *** года рождения, в интересах которой действует законный представитель Масленникова Наталья Владимировна, по рецептам № *** от 01.06.2017 лекарственными препаратами *** 1 упаковка (дозировка 1 мг, 100 таблеток) и *** 1 флакон (дозировка 50 мг/мг, 100 мл).

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Масленниковой Н.В., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах ребенка-инвалида Масленниковой П.В. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование исковых требований указал, что ***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в поликлинике № 4 ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» с диагнозом: ***, в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.

Согласно выписки из истории болезни, выданной Федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный научно-практический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» ***. необходимо продолжать терапию *** из расчета 1 г/кг 1 раз в месяц. Кроме того, предписано продолжать терапию препаратом «***) из расчета 3 мг в сутки постоянно. Препарат жизненно необходим, отмене и замене не подлежит.

01.06.2017 лечащим врачом-педиатром ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» *** выписаны рецепты на получение лекарственного препарата «***» 1 упаковка 250 мг 100 таблеток, «***» 1 упаковка 1 мг 100 таблеток, «***» 4 флакона по 100 мл (дозировка 50 мг на мл).

Однако до настоящего времени *** не обеспечена 1 упаковкой препарата «***» и 1 флаконом препарата «***» по 100 мл (дозировка 50 мг на мл).

Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить ***. лекарственным препаратом «***) 1 упаковка дозировкой 1 мг № 100 и 1 флаконом препарата «***» по 100 мл (дозировка 50 мг на мл) в соответствии с выписанными рецептами от 01.06.2017.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.

Указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты «***», «***» согласно государственному контракту об оказании услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Отмечает, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы *** 06.06.2017 обеспечена лекарственным препаратом «***» по рецепту от 01.06.2017 в количестве 3 упаковок.

Полагает, что необеспечение *** лекарственными препаратами «***», «***» в количестве 1 упаковки по выписанным льготным рецептам от 01.06.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Кроме того, медицинские показания могут измениться и ***., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

В возражениях на жалобу *** просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Представители ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам отнесены дети-инвалиды. В соответствии с указанным перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ***., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в поликлинике № 4 ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» с диагнозом: ***.

01 июня 2017 года ***. лечащим врачом выписаны рецепты на получение бесплатно лекарственного препарата «***» 1 упаковка 1 мг 100 таблеток и «***» 4 флакона по 100 мл (дозировка 50 мг на мл).

Однако ***. не предоставлены лекарственные препараты по рецептам врача, а именно «***» 1 упаковка 1 мг 100 таблеток и «***» 4 флакона по 100 мл (дозировка 50 мг на мл).

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению ***. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения ***. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение ***. лекарственными препаратами осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить ***. лекарственными препаратами по рецептам от 01 июня 2017 года.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится несовершеннолетняя ***.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                       

 

Судьи: