Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 06.02.2018, опубликован на сайте 27.02.2018 под номером 71525, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Вериялова Н.В.                                                   Дело № 33-507/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                6 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Бешановой Э.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 октября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 1 декабря 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Юхриной Зои Леонидовны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Центральная городская клиническая больница города Ульяновска» о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Юхриной Зои Леонидовны денежные средства в размере 4 050 руб. 70 коп., в остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Юхриной З.Л., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах Юхриной З.Л. к Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Центральная городская клиническая больница города Ульяновска» (далее – ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска») о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

В обоснование исковых требований указал, что Юхрина З.Л., *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию, наблюдается в ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» с диагнозом: ***.

Согласно протоколу врачебной комиссии от 15.06.2017 № *** Юхриной З.Л. показано применение лекарственного препарата «***» 25 мг по 1 таблетке 3 раза в день.

Однако ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» не включило Юхрину З.Л. в заявку на обеспечение льготным лекарственным препаратом, в связи с чем, она была вынуждена приобрести данное лекарственное средство за свой счет.

Просил взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Юхриной З.Л. стоимость самостоятельно приобретенного лекарственного препарата в размере 4050,70 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части возложения на Министерство обязанности возместить Юхриной З.Л. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в сумме 4050,70 руб. и принять новое решение.

Указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Обращает внимание, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы льготные рецепты на лекарственный препарат «***» Юхриной З.Л. лечащим врачом ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» в период приобретения истцом данного лекарственного препарата не выписывались.

Представители ответчиков, третьего лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входят неработающие инвалиды 2 группы, которым все лекарственные средства, отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Юхрина З.Л., *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию, группа инвалидности установлена бессрочно; наблюдается в ГУЗ «Центральная городская клиническая больница города Ульяновска» с диагнозом: ***; нуждается в применении лекарственного препарат «***» 25 мг по 1 таблетке 3 раза в день.

По сведениям медицинской карты № *** Юхриной З.Л. 07.11.2016 участковым терапевтом В*** В.Ф. было рекомендовано лечение: постоянно «***» 25 мг по 1 таблетке 3 раза в день, 29.12.2016 Юхриной З.Л. был выписан рецепт на указанный препарат, который реализован через аптечный пункт № 5 ЦГКБ, цена препарата 552 руб. 13 коп.

27.01.2017 участковым терапевтом В*** В.Ф. истцу Юхриной З.Л. было рекомендовано лечение: постоянно «***» 25 мг по 1 таблетке 3 раза в день, рецепт выписан не был.

15.02.2017 участковым терапевтом В*** В.Ф. истцу Юхриной З.Л. была рекомендована консультация *** для коррекции лечения «***» 25 мг по 1 таблетке 3 раза в день, рецепт выписан не был.

20.02.2017 ГУЗ УОКБ Юхриной З.Л. было рекомендовано лечение: «***» 25 мг 3 раза в день, рецепт выписан не был.

Протоколом врачебной комиссии № 1762 от 15.06.2017 Юхриной З.Л. показано применение лекарственного препарата «***» 25 мг 3 раза в день, рецепт не выписан.

05.07.2017 участковым терапевтом Е*** С.М. истцу Юхриной З.Л. было рекомендовано лечение: постоянный прием «Аллапинин» 25 мг 3 раза в день, рецепт выписан не был.

21.08.2017 участковым терапевтом В*** В.Ф. истцу Юхриной З.Л. было рекомендовано лечение: «***» 25 мг 3 упаковки 3 раза в день, выписан рецепт серии ***.

Поскольку в обеспечении необходимым для лечения лекарственным препаратом истице было отказано, Юхрина З.Л. вынуждена была приобрести его за собственные денежные средства: 12.03.2017 на сумму 490,20 руб., 27.04.2017 на сумму 503,50 руб., 12.05.2017 на сумму 504,70 руб., 10.06.2017 на сумму 565,80 руб., 26.06.2017 на сумму 510,30 руб., 12.07.2017 на сумму 510,30 руб., 27.07.2017 на сумму 511,90 руб., 11.08.2017 на сумму 511 руб., а всего на сумму 4107,70 руб.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Юхриной З.Л. лекарственными препаратами и взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Указанный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р.

Поскольку в обеспечении необходимым для лечения лекарственным препаратом истице было отказано, Г.К. вынуждена была приобретать его за собственные денежные средства. Учитывая, что расходы на приобретение лекарственного препарата «***» истцом в период времени с марта по август 2017 года за личные денежные средства подтверждены документально, суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных правовых норм обоснованно взыскал с ответчика в пользу истицы денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в размере 4107 рублей 70 копеек. Размер указанных расходов ответчиком не оспаривался.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Юхриной З.Л. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Юхриной З.Л. лекарственными препаратами осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Юхрина З.Л.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 октября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 1 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: