Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 13.02.2018, опубликован на сайте 02.03.2018 под номером 71483, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизова Н.В.                                                        Дело № 33-706/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре  Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по                                               апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и                        социального благополучия Ульяновской области на решение                              Майнского районного суда Ульяновской области от 27 ноября 2017 года,                           по которому постановлено:

 

Иск прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Казакова Михаила Михайловича к Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница», Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения в р.п. Вешкайма о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, об обеспечении техническими средствами реабилитации удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Казакова Михаила Михайловича,                                    *** года рождения, лекарственными препаратами *** дозировкой 850 мг № 60, *** дозировкой 2,5 мг №30, в соответствии с рецептами серии ***, серии *** от 04 августа 2017 года.

В иске к Акционерному обществу «УльяновскФармация»,  Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» отказать.

Обязать Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» обеспечить Казакова Михаила Михайловича техническим средством реабилитации в виде ***.

В иске к Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения в р.п. Вешкайма по Майнскому району отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Казакова М.М.,   возражавшего против доводов жалобы, мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Казакова М.М. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница», Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске», Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения в р.п. Вешкайма о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, обеспечении техническими средствами реабилитации.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Майнского района Ульяновской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что Казаков М.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы, в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

04.08.2017 лечащим врачом ГУЗ «Майнская районная больница» Казакову М.М. выписаны два рецепта на получение лекарственных препаратов «***) дозировкой 850 мг № 60, «***» (***) дозировкой 2,5 мг № 30.

Однако указанными лекарственными препаратами Казаков М.М. по рецептам от 04.08.2017 обеспечен не был по причине их отсутствия в аптечной сети АО «УльяновскФармация».

14.07.2017 Бюро № 12 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Казакову М.М. оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой он подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе: *** в количестве 1 шт.

17.07.2017 Казаков М.М. обратился в ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» с заявлением об обеспечении его вышеуказанными техническими средствами реабилитации.

Однако, согласно информации Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения в р.п. Вешкайма по Майнскому району данными техническими средствами реабилитации Казаков М.М. обеспечен не был.

Прокурор Майнского района Ульяновской области просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Майнская районная больница» обеспечить Казакова М.М. лекарственным препаратом «*** дозировкой 850 мг № 60, «***) дозировкой 2,5 мг № 30 в соответствие с рецептами от 04.08.2017, обязать ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения в р.п. Вешкайма обеспечить Казакова М.М. техническими средствами реабилитации в виде *** в количестве 1 шт.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части возложения на Министерство обязанности обеспечить Казакова М.М. лекарственными препаратами «*** дозировкой 2,5 мг №30, в соответствии с рецептами серии ***, серии *** от 04.08.2017 и принять новое решение, отказав в удовлетворении иска в данной части.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты «***» согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области.

Полагает, что не обеспечение Казакова М.М. лекарственными препаратами «***» по рецептам от 04.08.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.

Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и Казаков М.М., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Увеличить дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителей ответчиков  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Майнская районная больница», ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске», Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения в р.п. Вешкайма, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «***» включен в перечень социально значимых заболеваний.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что  Казаков М.М., *** года рождения,   является инвалидом *** группы по общему заболеванию, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Майнская районная больница» с диагнозом ***, средней степени тяжести.

Лечащим врачом  ГУЗ «Майнская районная больница»  Казакову М.М.04.08.2017 выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных средств: «***» дозировкой 850 мг № 60 и «***» дозировкой 2,5 мг № 30.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, Казаков М.М. лекарственными препаратами «***» и «***» по указанным выше рецептам обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на   Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Казакова М.М. лекарственными препаратами «***», «***»  в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными необходимыми лекарствами и  медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения как лекарственными препаратами лежит как на ГУЗ «Майнская районная больница», так и на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области. При этом, свою обязанность  медицинское учреждение выполнило в полном объеме, выписав истцу рецепты на бесплатное получение лекарственных средств «***» и  «***».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение  истца  необходимыми ему лекарственными препаратами и изделиями медицинского  назначения в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов лекарственным препаратом и изделием  медицинского назначения (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области .

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  обязанность по обеспечению  Казакова М.М. лекарственными препаратами.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Решение суда в части   возложения на Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» обязанности обеспечить Казакова М.М. техническим средством реабилитации в виде *** сторонами не оспаривалось.

Более того, из пояснений истца Казакова М.М. к моменту рассмотрения настоящего дела  судом апелляционной инстанции истец обеспечен техническим средством реабилитации в виде ***. Таким образом решение суда в данной части исполнено. 

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области                                                 от 27 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: