Судебный акт
О взыскании дополнительной выплаты по уходу за ребенком
Документ от 13.02.2018, опубликован на сайте 22.02.2018 под номером 71481, 2-я гражданская, о произведении дополнительной ежемесячной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                  Дело № 33-651/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                  Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска                  от 13 октября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Леонтьевой Эльмиры Нургалиевны к                   Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия               Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и                              социального благополучия Ульяновской области в пользу                                     Леонтьевой Эльмиры Нургалиевны за счет средств, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на содержание государственных служащих, дополнительную ежемесячную выплату, предусмотренную Распоряжением Губернатора Ульяновской области № 494-р от 11 ноября 2009 года, за период                                                  с июля 2016 года по сентябрь 2017 года в размере 98 970 руб., а начиная                                  с октября 2017 года ежемесячно по 6598 руб. по день, предшествующий выходу из отпуска по уходу за ребенком.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области оформить Леонтьевой Эльмире Нургалиевне документы свидетельствующие о продолжении служебных (трудовых) отношений и внести соответствующие записи в трудовую книжку.

В удовлетворении иска к Агентству по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области  Зинченко В.С., Леонтьевой Э.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Леонтьева Э.Н. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о взыскании дополнительной ежемесячной выплаты, возложении обязанности оформления документов о продолжении служебных (трудовых) отношений и внесения записи в трудовую книжку. В обоснование иска указала, что работала *** года ей был предоставлен отпуск по уходу за ребёнком - Л*** К.А. до достижения им трёхлетнего возраста. 25 ноября 2013 года Министерство труда и социального развития Ульяновской области реорганизовано в Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области в форме присоединения к Министерству здравоохранения Ульяновской области. 18 марта 2014 года Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области реорганизовано в Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области. В соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 23 сентября 2014 года № *** она считалась вышедшей из отпуска и приступившей к обязанностям. Однако фактически в этот же день, 23 сентября 2014 года, ею в адрес руководства Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области было написано заявление о предоставлении второго отпуска по беременности и родам. *** года написано заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком - Л*** С.А. до достижения им возраста трёх лет. В последующем вышеуказанный орган исполнительной власти неоднократно реорганизовывался, в том числе путём выделения Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, с дальнейшей реорганизацией его в форме выделения Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, присоединением оставшейся части к Министерству здравоохранения Ульяновской области и переименованием его в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. При этом документы, свидетельствующие о её переводе в какой-либо из исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, отсутствуют. О прекращении служебных (трудовых) отношений, переименовании органа её никто не уведомлял. С июля 2016 года исполнительными органами государственной власти Ульяновской области в отношении неё незаконно прекращена дополнительная ежемесячная выплата, производимая на основании распоряжения Губернатора Ульяновской области от 11 ноября 2009 года № 494-р «О мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», в размере должностного оклада на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Просила взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области задолженность по указанной выплате за период, начиная с июля 2016 года в размере 92 372 руб., обязать ответчика продолжать производить данную выплату до достижения ребенком трёхлетнего возраста, а также оформить документы, свидетельствующие о продолжении служебных (трудовых) отношений, внести соответствующие записи в трудовую книжку.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований к Министерству отказать. Считает несостоятельным вывод суда о том, что Леонтьева Э.Н. не была переведена в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, поскольку распоряжений о её переводе в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области не издавалось, соответствующих изменений в служебный контракт не вносилось. Указывает, что никаких распоряжений о переводе быть не должно. Согласно утвержденному штатному расписанию, истец числилась за штатом до выхода из отпуска по уходу за ребенком. Обращает внимание, что в трудовую книжку Леонтьевой Э.Н. последняя запись внесена 9 июня 2015 года о реорганизации Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области в форме выделения из него Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области. Поскольку Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области было реорганизовано, его права и обязанности переданы его правопреемникам. При реорганизации юридического лица трудовой договор с работником не расторгается, а продолжает действовать. Отмечает, что Леонтьева Э.Н. заявление об отказе от продолжения работы в связи с реорганизацией не писала. Следовательно, после реорганизации она автоматически была переведена в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области. Также считает, что факт перевода Леонтьевой Э.Н. в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области доказывают и ежемесячные выплаты, начисляемые Главным управлением труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области до 1 июля 2016 года. По мнению автора жалобы, суд не принял во внимание, что в ходе вышеуказанных реорганизаций полномочия в сфере труда, занятости и трудовой миграции, которые выполнялись истцом в соответствии с должностным регламентом, не упразднялись, а передавались из одного органа исполнительной власти в другой, образуемый в ходе реорганизации. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Агентство по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области. В Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области должности, соответствующие должностным обязанностям Леонтьевой Э.Н., отсутствуют.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 28 октября 2009 года Леонтьева Э.Н. была принята на должность государственной гражданской службы ***.

 

На основании постановления Губернатора Ульяновской области от 12 октября 2012 года № 100 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» Министерство труда и социального развития Ульяновской области реорганизовано в форме присоединения к нему департамента занятости населения Ульяновской области с 01 ноября 2012 года.

С 28 января 2013 года Леонтьева Э.Н. была переведена и назначена на должность *** департамента занятости населения Министерства труда и социального развития Ульяновской области.

С *** года Леонтьевой ЭН. предоставлен отпуск по уходу за первым ребенком - Л*** К.А., *** года рождения, до достижения последним трёхлетнего возраста.

Вдальнейшем на основании постановления Губернатора Ульяновской области от 31 августа 2013 года № 166 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» и распоряжения Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года 2013 года № 612-пр «О реорганизации Министерства здравоохранения Ульяновской области» Министерство труда и социального развития Ульяновской области реорганизовано в Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области в форме присоединения к Министерству здравоохранения Ульяновской области с 25 ноября 2013 года.

В соответствии с распоряжением от 25 ноября 2013 года № 2163 отдел трудовой миграции департамента занятости населения принято считать отделом трудоустройства и специальных программ департамента занятости населения, труда и развития социального партнерства.

18 марта 2014 года Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области реорганизовано в Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области на основании постановления Губернатора Ульяновской области от 09 февраля 2015 года № 13.

С *** года Леонтьевой Э.Н. предоставлен отпуск по уходу за вторым ребенком - Л*** С.А., *** года рождения, до достижения последним возраста трёх лет.

Распоряжением Губернатора Ульяновской области № 494-р от 11 ноября 2009 года  «О мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» работникам Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, установлена дополнительная ежемесячная выплата за счет средств, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на содержание государственного органа, в размере должностного оклада по замещаемой должности.

Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривалось, что до 01 июля 2016 года Леонтьева Э.Н. являлась получателем указанной выплаты в размере должностного оклада, после указанной даты выплаты в пользу истца не производились.

Распоряжением Правительства Ульяновской области от 20  августа 2014 года №539-пр «О вынесении изменений в распоряжение Правительства Ульяновской области от 13 сентября 2013 года № 626-пр» в Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области была утверждена предельная штатная численность 146 единиц. Из штатной численности были сокращены 2 единицы государственной гражданской службы, в том числе и ***, которую занимала Леонтьева Э.Н.

Должность Леонтьевой Э.Н. была выведена за штат.

09 июня 2015 года Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области вновь реорганизовано в форме выделения из него Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области на основании постановления Губернатора Ульяновской области от 09 февраля 2015 года № 13 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» и распоряжения Правительства Ульяновской области от 13 февраля 2015 года № 67-пр «О реорганизации Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области».

Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области переименовано в Министерство здравоохранения Ульяновской области.

На основании постановления Губернатора Ульяновской области от 26 февраля 2016 года № 18 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» и распоряжения Правительства Ульяновской области от 10 марта 2016 года № 128-пр Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области с 01 июля 2016 года реорганизовано в форме выделения из него Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области с передачей ему функций и полномочий Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области в сфере труда, занятости населения и развития трудовых ресурсов.

Министерство здравоохранения Ульяновской области реорганизовано в форме присоединения к нему Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области.

Постановлением Губернатора Ульяновской области от 26 февраля 2016 года № 18 Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области и Министерство здравоохранения Ульяновской области упразднены, вновь образованы с 01 июня 2016 года Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с передачей ему функций и полномочий Правительства Ульяновской области в сфере реализации семейной и демографической политики и упраздненных Министерства здравоохранения Ульяновской области и Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области в сфере социального развития и социальной защиты населения.

Последняя запись в трудовой книжке Леонтьевой Э.Н. сделана 09 июня 2015 года, согласно которой Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области реорганизовано в форме выделения из него Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области.

04 июля 2016 года личное дело Леонтьевой Э.Н. было передано по акту приема-передачи начальником отдела государственной службы и кадров департамента правового, кадрового обеспечения и делопроизводства Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области руководителю Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области.

Однако 22 июля 2016 года личное дело и трудовая книжка Леонтьевой Э.Н. возвращены в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области.

Полагая, что Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области нарушены трудовые права, Леонтьева Э.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым верно определил надлежащего ответчика и удовлетворил исковые требования Леонтьевой Э.Н.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает. 

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Статья 23 Федерального закона № 79-ФЗ определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ч. 1).

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 79-ФЗ служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

Частью 1 ст. 28 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных данным Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Частью 1 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ определено, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 31).

В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе, а в соответствии с п. 8.3 той же нормы – в случае упразднения государственного органа.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 данной статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

Руководствуясь нормами законодательства, регулирующими вопросы прохождения государственной гражданской службы, суд первой инстанции правильно указал, что надлежащим ответчиком в настоящем споре является Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, поскольку должность Леонтьевой Э.Н. находилась за штатом данного Министерства, в установленном порядке истец не переводилась в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, соответствующих изменений в служебный контракт представителем нанимателя не вносилось, дополнительных соглашений к служебному контракту не заключалось, о сокращении должности Леонтьева Э.Н. не уведомлялась, как и об упразднении и реорганизации органа, где проходила государственную гражданскую службу.

Из приведенных выше положений закона следует, что все перемещения гражданского служащего, в том числе в случае сокращения должности, а равно упразднения государственного органа и возможности предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе, допускаются только с письменного согласия служащего.

Однако, как следует из материалов дела, каких-либо предложений в адрес истца о перемещении по службе Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не делалось, а доводы жалобы о том, что перемещение по службе в случае упразднения органа происходит автоматически, не основаны на законе.

Утверждения в жалобе о том, что требуемые Леонтьевой Э.Н. выплаты до 01 июля 2016 года производило Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области также не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены судебного решения, поскольку противоречат материалам дела.

Согласно имеющимся в материалах дела справкам формы 2-НДФЛ за 2015-2016 годы выплаты в пользу Леонтьевой Э.Н. производились налоговым агентом «Минздравсоцблагополучия Ульяновской области».

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 октября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи