Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 13.02.2018, опубликован на сайте 22.02.2018 под номером 71479, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Берхеева А.В.                                                     Дело № 33-702/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 ноября 2017 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда                Ульяновской области в интересах Сапоговой Людмилы Петровны                удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Сапогову Людмилу Петровну лекарственными препаратами по рецептам серии *** от 07 июня 2017 года – ***, в количестве единиц 0,2, по рецепту серии *** от 03 июля 2017 года – *** в количестве 1 уп., по рецепту серии *** от 10 июля 2017 года *** 8мм, количество единиц 0,2, по рецепту серии *** от 08 августа 2017 года *** в количестве 1 уп., по рецепту серии *** от 08 августа 2017 года - *** в количестве 1 уп.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Сапоговой Людмилы Петровны, затраченные на приобретение лекарственных средств денежные средства в размере 340 (триста сорок) рублей.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Сапоговой Л.П. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) об обеспечении лекарственными препаратами, взыскании расходов на приобретение лекарственных средств. В обоснование иска указал, что Сапогова Л.П., *** года рождения, является инвалидом *** группы, страдает заболеванием «***», в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета. 7 июня, 8 июня, 3 июля, 10 июля, 8 августа, 5 сентября 2017 года лечащим врачом Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУЗ №172 ФМБА России) Сапоговой Л.П. выписаны рецепты серии ***, серии ***, серии ***9, серии ***, серии ***, серии ***, серии ***, серии ***, серии 7317I1!% № 1000108308 для получения ***, лекарственных препаратов «***», «***», «***». Однако при обращении Сапоговой Л.П. в аптечный пункт акционерного общества (далее – АО) «УльяновскФармация» в выдаче указанных лекарственных препаратов было отказано по причине их отсутствия в наличии. Сапогова Л.П. была вынуждена приобрести лекарственные препараты «***», «***» за счет собственных средств. Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивать Сапогову Л.П. лекарственными препаратами по выписанным рецептам, взыскать с ответчика расходы на приобретение лекарственных препаратов «***», «***».

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «УльяновскФармация» и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупались медицинские изделия – ***, лекарственные препараты «***», «***», «***» по соответствующим государственным контрактам. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что необеспечение Сапоговой Л.П. *** по рецептам от 7 июня 2017 года, 10 июля 2017 года, лекарственным препаратом «***» по рецептам от 3 июля 2017 года, 8 августа 2017 года, 5 сентября 2017 года, 3 октября 2017 года, лекарственным препаратом «***» по рецепту от 8 августа 2017 года возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Также отмечает, что дальнейшее обеспечение Сапоговой Л.П. спорными лекарственными препаратами Министерством осуществляется. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Сапогова Л.П., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень включены лица, страдающие заболевание «***», которые подлежат обеспечению по рецептам врачей бесплатно всеми лекарственными препаратами, ***, *** к ним, средствами диагностики.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сапогова Л.П. является инвалидом *** группы по общему заболеванию, имеет диагноз «***», в связи с чем нуждается в постоянном приеме ряда лекарственных препаратов.

Лечащим врачом Сапоговой Л.П. были выписаны рецепты для бесплатного приобретения лекарственных препаратов:

серии *** от 07 июня 2017 года – ***, количество единиц 0,2;

серии *** от 08 июня 2017 года – *** в количестве 1шт.;

серии *** от 03 июля 2017 года – *** в количестве 1 уп.;

серии *** от 10 июля 2017 года ***, количество единиц 0,2;

серии *** от 08 августа 2017 года – ***  в количестве - 1 уп.;

серии *** от 08 августа 2017 года – *** в количестве 1 уп.;

серии *** от 05 сентября 2017 года – *** в количестве 1 уп.;

серии *** от 03 октября 2017 года – *** в количестве 1 уп.;

серии *** от 03 октября 2017 года – *** в количестве 1уп.

Указанные выше рецепты обеспечены не были, а лекарственный препарат *** по рецептам серии *** от 05 сентября 2017 года,  серии *** от 03 октября 2017 года по 170 руб. за упаковку Сапогова Л.П. приобрела самостоятельно 04 и 22 октября 2017 года соответственно.

Удовлетворяя частично заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Сапоговой Л.П. лекарственными препаратами и взыскании денежных средств за самостоятельно приобретенный лекарственный препарат *** в размере 340 руб., суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Сапоговой Л.П. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Сапоговой Л.П. лекарственными препаратами осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Сапогову Л.П. лекарственными препаратами по  конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Сапогова Л.П.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                                    от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                  Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи