Судебный акт
Вклшючение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья
Документ от 13.02.2018, опубликован на сайте 02.03.2018 под номером 71475, 2-я гражданская, об оспаривании решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                  Дело № 33-624/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шалаева Евгения Викторовича на решение Ленинского районного суда                 города Ульяновска от 30 ноября 2017 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Шалаева Евгения Викторовича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия            Ульяновской области о возложении обязанности включить в список лиц, имеющих право на обеспечение жилым специализированным жилым помещением - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Шалаева Е.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Шалаев Е.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности включить в список лиц, имеющих право на обеспечение  специализированным жилым помещением.

В обоснование иска Шалаев Е.В. указал, что он *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать - Ш*** Н.И. и отец - Ш*** В.Н. решением Кузоватовского районного суда Ульяновской области от 15.11.1985 лишены родительских прав. 20.02.1986 он был зачислен в число воспитанников ***. С 29.09.1988 по 1989 год воспитывался в Областном государственном казенном образовательном учреждении ***, с 27.09.1989 по 24.05.1997 воспитывался в специальном (коррекционном) детском доме для детей с ограниченными возможностями здоровья «***».

В мае 2017 года он обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 27.04.2017 ему отказано во включении в список лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, в связи с достижением возраста 23 лет.

Считал отказ незаконным и необоснованным.

Шалаев Е.В. просил признать незаконным решение координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 27.04.2017, обязать ответчика включить его в список лиц, имеющих право на обеспечение специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск» в рамках реализации Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Шалаев Е.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что о его праве на обеспечение жилым помещением ему своевременно никто не сообщил. О том, что на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо встать до достижения 23 летнего возраста ему известно не было.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Шалаев Е.В., *** года рождения, относился к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Родители истца  Ш*** В.Н. и Ш*** Н.И. решением  Кузоватовского районного суда Ульяновской области от 15.11.1985 лишены родительских прав в отношении сына.  В *** года мать истца – Ш*** Н.И. умерла.

Шалаев  Е.В. с 29.09.1988  по 1989 год воспитывался в ОГКОУ  ***, а с 27.09.1989  по 24.05.1997 - в специальном  (коррекционном) детском доме  для детей с ограниченными возможностями здоровья «***».

 

Согласно справке от 19.03.1996 года, выданной  ***   воспитанник Шалаев Е.В.  проживал вместе с матерью  в частном доме 1935 года  застройки, который  находится в аварийном состоянии. Жиле пришло в негодность в 1990 году. В настоящее время в этом  доме никто не проживает. На каникулах проживал у бабушки и дедушки.

В период с 1997 по 1999 годы истец проходил срочную военную службу в рядах  Российской армии.

По окончании службы Шалаев  Е.В. был трудоустроен на *** с предоставлением места в общежитии, где истец проживал в период с 10.08.1999 по 21.08.2001, т.е. до достижения возраста 23 лет.

Решением  координационного совета  по защите прав  и интересов несовершеннолетних от 27.04.2017 года (протокол №***)  Министерства здравоохранения, семьи и социального развития Ульяновской области  Шалаеву Е.В.  отказано во включении в список детей–сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, из  числа детей-сирот и  детей,  оставшихся без попечения родителей, которые подлежат  обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, поскольку  он  достиг возраста 23 лет.

Не согласившись с данным решением Шалаев Е.В. оспорил его в судебном порядке.

Суд, всесторонне исследовав все представленные доказательства, дав им верную правовую оценку, правильно применив закон, обоснованно пришел к выводу о том, что Шалаев Е.В. на момент обращения к ответчику с заявлением о  включении в список детей–сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, из  числа детей-сирот и  детей,  оставшихся без попечения родителей, которые подлежат  обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области утратил статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку достиг возраста 39 лет, а соответственно утратил право на обеспечение  специализированным жилым помещением в данном порядке.  

Согласно ст. ст.1, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам имеющим право на обеспечение жильём относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» на территории Ульяновской области регулируются отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.

Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 27.12.2012 N 644-П утверждён Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Порядок определяет механизм предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированные жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений.  Специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: 1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным; 3) лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Поскольку  с заявлением о постановке его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым специализированным помещением из жилищного фонда Ульяновской области, истец обратился по достижении им 39 лет, т.е. на момент обращения Шалаев Е.В. утратил статус ребенка-сироты, Комиссия обоснованно отказала ему в постановке на данный учет.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что истцу не было известно о том, что на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением ему необходимо было встать до 23 лет не  являются основанием к отмене судебного решения.

Так, исходя из системного толкования вышеприведенных норм закона обеспечение жилой площадью лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет и окончании средней школы, является мерой социальной поддержки государства, направленной на обеспечение  данной категории лиц права на жилище.

В настоящее время данная мера социальной поддержки реализуется путем  предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период получения профессионального образования,  трудоустройства  и получения стабильного дохода жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В 1999 году, по окончании срочной военной службы, Шалаев Е.В. был  трудоустроен на *** и обеспечен жильем в общежитии, что допускалось действовавшим на тот момент законодательством.

Таким образом,  вывод суда о законности решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 27.04.2017 и отсутствии оснований для включения Шалаева Е.В. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, является законным и обоснованным.  

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Шалаева Е.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В остальной части доводы, приведенные Шалаевым Е.В. в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                                  от 30 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                      Шалаева Евгения Викторовича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: