Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 13.02.2018, опубликован на сайте 22.02.2018 под номером 71473, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                  Дело № 33-622/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска                      от 30 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Шафигуллиной Сарии Эндльганиевны удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Шафигуллину Сарию Эндльганиевну препаратом ***, 20 мг, в количестве 3 упаковки по рецептам от 27 января 2017 года, 29 июня 2017 года, 27 июля 2017 года.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Шафигуллиной С.Э., прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Шафигуллиной С.Э. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) об обеспечении лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что Шафигуллина С.Э., *** года рождения, является инвалидом *** группы, в связи с *** заболеванием наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» (далее – ГУЗ ЦКМСЧ), имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета. Согласно назначениям врача*** Шафигуллина С.Э. нуждается в обеспечении лекарственным препаратом «***», 20 мг № 1 ежемесячно. 27 января 2017 года, 29 июня 2017 года, 27 июля 2017 года, 29 августа 2017 года ГУЗ «ЦКМСЧ» Шафигуллиной С.Э. выписаны рецепты на получение лекарственного препарата «***», 20 мг № 1. Однако бесплатные рецепты на указанный лекарственный препарат аптечным учреждением акционерного общества (далее – АО) «УльяновскФармация» обслужены не были ввиду истечения срока их действия. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Шафигуллину С.Э. препаратом «***», 20 мг, в количестве 4 упаковки по рецептам от 27 января, 29 июня, 27 июля, 29 августа 2017 года, решение суда обратить к немедленному исполнению.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «ЦКМСЧ», врачей данного лечебного учреждения Селеева В.Н., Озерова Г.Н., Демину С.С. и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» по соответствующему государственному контракту. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. Указывает, что дальнейшее обеспечение Шафигуллиной С.Э. лекарственным препаратом «***» Министерством осуществляется. Полагает, что необеспечение Шафигуллиной С.Э. лекарственным препаратом «***» по выписанным льготным рецептам от 27 января, 29 июня, 27 июля 2017 года возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень включены лица, страдающие *** заболеваниями, которые подлежат обеспечению по рецептам врачей бесплатно всеми лекарственными препаратами.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шафигуллина С.Э. является инвалидом *** группы, страдает *** заболеванием, в связи с чем нуждается в приеме лекарственного препарата «***».

27 января, 29 июня, 27 июля 2017 года врачом ГУЗ «ЦКМСЧ» Шафигуллиной С.Э. были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата «***», однако лекарственные препараты по данным рецептам Шафигуллиной С.Э. получены не были.

Удовлетворяя частично заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Шафигуллиной С.Э. лекарственным препаратом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Шафигуллиной С.Э. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Шафигуллиной С.Э. лекарственным препаратом осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Шафигуллину С.Э. лекарственным препаратом по рецептам от 27 января 2017 года, 29 июня 2017 года, 27 июля 2017 года.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Шафигуллина С.Э.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи