Судебный акт
Оспаривание тарифов на тепловую энергию
Документ от 14.02.2018, опубликован на сайте 20.02.2018 под номером 71451, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-35/2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

14 февраля 2018 года                                                                    город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Димитровградский автоагрегатный завод» о признании недействующими приказов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 28 сентября 2017 года № 06-101 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Ресурс-Транзит», на 2017 год», от 28 сентября 2017 года № 06-102 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Ресурс-Транзит», на 2017 год», от 28 сентября 2017 года № 06-105 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 10 декабря 2015 года № 06-641, в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15 декабря 2016 года № 06-515»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

28 сентября 2017 года Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (далее также Министерство) приняты приказы № 06-101 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Ресурс-Транзит», на 2017 год» (приказ № 06-101), № 06-102 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Ресурс-Транзит», на 2017 год» (приказ № 06-102), № 06-105 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 10 декабря 2015 года № 06-641, в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15 декабря 2016 года № 06-515» (приказ № 06-105).

Тексты приказов опубликованы 29 сентября 2017 года в газете «Ульяновская правда» № 72.

Акционерное общество «Димитровградский автоагрегатный завод» (АО «ДААЗ») обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующими указанных нормативных правовых актов полностью со дня их принятия.

Заявление мотивировано тем, что АО «ДААЗ» на праве собственности владеет тепловыми сетями, находящимися на промышленной площадке предприятия. ООО «Ресурс» является владельцем котельной, расположенной на территории АО «ДААЗ», к которой присоединены тепловые сети, принадлежащие заводу.

09 марта 2016 года между ООО «Ресурс» и АО «ДААЗ» заключен договор теплоснабжения, срок действия которого продлен сторонами по 31 декабря 2017 года.

25 декабря 2010 года между АО «ДААЗ» и ООО «Ресурс» заключен договор аренды тепловых сетей, дополнительным соглашением срок аренды продлен по 31 декабря 2017 года.

В соответствии с соглашением от 23 января 2017 года, заключенным между ООО «Ресурс» и ООО «Ресурс-Транзит», права и обязанности арендатора по договору аренды от 25 декабря 2010 года перешли к ООО «Ресурс-Транзит» с 1 февраля 2017 года.

8 июня 2017 года между ООО «Ресурс» и ООО «Ресурс-Транзит» заключен договор субаренды, по условиям которого субарендатором становится ООО «Ресурс», которое и является владельцем тепловых сетей, расположенных на промышленной площадке АО «ДААЗ».

Приказами № 06-101 и № 06-102 установлены тарифы для ООО «Ресурс-Транзит» на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в нарушение требований Федерального закона «О теплоснабжении», поскольку ООО «Ресурс-Транзит» не являлось владельцем тепловых сетей на дату установления тарифа, договор субаренды расторгнут 1 октября 2017 года.

В нарушение положений федерального законодательства тарифы ООО «Ресурс-Транзит» установлены на срок три месяца.

Кроме того, в нарушение положений Федерального закона «О теплоснабжении» и Основ ценообразования в сфере теплоснабжения тарифы ООО «Ресурс-Транзит» не дифференцированы отдельно по тепловым сетям АО «ДААЗ» и тепловым сетям, расположенным за пределами промышленной площадки завода.

23 января 2013 года между АО «ДААЗ» и ООО «Ресурс» заключен договор по техническому обслуживанию и ремонту тепловых сетей и паропроводов, в соответствии с которым ООО «Ресурс» производило оплату услуг, оказываемых АО «ДААЗ», а АО «ДААЗ» оказывало услуги, предусмотренные перечнем, по обслуживанию и ремонту тепловых сетей.

Считает, что включение в тариф затрат по статьям «Расходы на сырье и материалы», «Расходы на прочие энергетические ресурсы», «Оплата труда», «Отчисления на социальные нужды», «Амортизационные отчисления», «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями», «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг», «Другие расходы, связанные с производством и реализацией продукции», «Внереализационные расходы» неправомерно, данные затраты должны быть включены в тариф на транзит по сетям города Димитровграда.

Из тарифа должны быть исключены затраты по статье «Расходы на капитальные вложения» в части включения работ внутри промышленной площадки АО «ДААЗ», так как такие затраты должны быть согласованы с собственником сетей, тогда как АО «ДААЗ» не согласовывало перечень соответствующих работ.

Административный истец не согласен включением в статью «Расходы на сырье и материалы» затрат по замене магистральных трубопроводов, по замене дренажной арматуры магистральных трубопроводов, поскольку в нарушение условий договора аренды такие работы не согласованы с собственником сетей.

В связи с установлением тарифов для ООО «Ресурс-Транзит» приказом            № 06-105 был отменен тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО «Ресурс», что повлекло увеличение размера платы за тепловую энергию, теплоносителя для АО «ДААЗ» и превысило прогнозный уровень инфляции, а также предельные индексы роста.

Оспариваемые приказы нарушают права АО «ДААЗ», их принятие привело к созданию препятствий для АО «ДААЗ» в доступе к услугам в сфере теплоснабжения, поскольку ООО «Ресурс», ссылаясь на приказ № 06-105 и отмену тарифа, уведомило АО «ДААЗ» о прекращении обязательств по договору поставки тепловой энергии и теплоносителя, указав на необходимость заключения такого договора с ООО «Ресурс-Транзит».

АО «ДААЗ» просило признать недействующими со дня их принятия приказы от 28 сентября 2017 года № 06-101, № 06-102, № 06-105.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Ресурс», ООО «Ресурс-Транзит».

В судебном заседании представитель АО «ДААЗ» Максимова О.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, дав аналогичные пояснения. Дополнительно пояснила, что 18 декабря 2017 года между АО «ДААЗ» и ООО «Ресурс-Транзит» был заключен договор теплоснабжения, иначе АО «ДААЗ» должно было бы производить оплату за бездоговорное потребление тепла в повышенном размере. Факт заключения договора не свидетельствует о согласии истца с установленными тарифами.

Указала также на необоснованное включение в тариф затрат согласно инвестиционной программе ООО «Ресурс-Транзит», которая предусматривает модернизацию арендованного у АО «ДААЗ» имущества, поскольку тариф устанавливался на период с октября по декабрь 2017 года, в который проведение работ по модернизации невозможно ввиду климатических условий, а с января 2018 года АО «ДААЗ» стало самостоятельно использовать свои тепловые сети, по заявлению общества Министерством открыто дело и установлены тарифы на передачу тепловой энергии. К участию в техническом осмотре тепловых сетей и паропроводов, по итогам которого АО «Промсервис» составлено заключение об их аварийном состоянии, АО «ДААЗ» не привлекалось, данное заключение не должно приниматься во внимание ввиду отсутствия у АО «Промсервис» права дачи заключения.

Кроме того, ООО «Ресурс» и ООО «Ресурс-Транзит» было известно о переходе АО «ДААЗ» и предприятий, находящихся на промышленной площадке завода, на парогенераторы, что влекло за собой снижения объема  поставляемого пара, это обстоятельство не было учтено при формировании тарифа.

Полагает действия ООО «Ресурс» и ООО «Ресурс-Транзит» недобросовестными, направленными на извлечение прибыли за счет убытков, понесенных АО «ДААЗ».

Министерством нарушена процедура установления тарифов, выразившаяся в рассмотрении заявления ООО «Ресурс» в кратчайшие сроки, а также не соблюден баланс интересов потребителей.

Представитель Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Артемьев Е.В. просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемые приказы были приняты Министерством в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Полагает, что оспариваемые приказы указанным в административном иске нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат и прав административного истца не нарушают. Также пояснил, что с 1 января 2018 года установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для АО «ДААЗ», по заявлению которого открыто дело по установлению тарифов. Признание недействующим приказа № 06-105, которым признаны утратившими силу тарифы для ООО «Ресурс», и восстановление их действия в 2018 году повлечет оплату потребителями услуг по передаче в двойном размере двум организациям: АО «ДААЗ» и ООО «Ресурс».

Представители заинтересованных лиц ООО «Ресурс» Нуруллина Д.Ж. и ООО «Ресурс-Транзит» Ленина И.В. полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению, считая их необоснованными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав пояснения специалиста ***., заслушав заключение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

28 сентября 2017 года Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области приняты приказы № 06-101 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Ресурс-Транзит», на 2017 год», № 06-102 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Ресурс-Транзит», на 2017 год», № 06-105 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 10 декабря 2015 года № 06-641, в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15 декабря 2016 года № 06-515».

Приказами № 06-101 и № 06-102 установлены сроки действия тарифов: с           1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года.

Приказом Министерства от 10 декабря 2015 года № 06-641 был установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО «Ресурс», на 2016-2018 годы, приказом от 15 декабря 2016 года № 06-515 в приказ № 06-641 внесены изменения. Приказом от 28 сентября 2017 года № 06-105 с 1 октября 2017 года признано утратившим силу Приложение №2 к приказу от 10 декабря 2015 года № 06-641, содержащее тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Ресурс».

Тексты приказов № 06-101, № 06-102, № 06-105 опубликованы 29 сентября 2017 года в газете «Ульяновская правда» № 72.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО 
«О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (
www.pravo.gov.ru).

В соответствии с пунктом 2.2.8 Положения о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года № 8/125-П (с изменениями), Министерство осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Таким образом, оспариваемые         приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспариваются. Приказы № 06-101 и № 06-102 являлись действующими на момент принятия административного искового заявления к производству суда.

АО «ДААЗ» являлось потребителем тепловой энергии, теплоносителей, как до принятия оспариваемых приказов, так и в период действия установленных ими тарифов, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.

Поскольку установленные оспариваемыми приказами тарифы применялись при исчислении стоимости услуг по теплоснабжению при расчетах с административным истцом, суд считает, что права административного истца оспариваемыми нормативными правовыми актами затрагиваются.

Несмотря на то, что срок действия тарифов на момент рассмотрения дела истек, суд считает, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, поскольку положения оспариваемых нормативных правовых актов применяются и затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, обязанных производить оплату услуг теплоснабжения, потребленных за период действия тарифов.

Давая оценку содержанию оспариваемых приказов в части установления тарифов на тепловую энергию и передачу тепловой энергии, теплоносителя ООО «Ресурс-Транзит» и соблюдению требований законодательства к порядку открытия тарифного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

Правила определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования. Также процедуру принятия органами регулирования решений по вопросам, связанным с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определяет Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 07 июня 2013 года         № 163.

Согласно пункту 15 Правил предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.

Документы и материалы, которые необходимо приобщить к заявлению об установлении цен (тарифов), указаны в пункте 16 Правил.

Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил, является исчерпывающим. По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 16 Правил документов и материалов, могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение (пункт 17 Правил).

Согласно пункту 26 Правил орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выборе метода регулирования тарифов рассматривает представленные материалы с целью определения соответствия регулируемой организации условиям и критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами ценообразования, и принимает решение о выборе метода регулирования тарифов. Указанное решение в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется регулируемой организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое наряду с заключением, представленным по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).

Указанное экспертное заключение органа регулирования должно соответствовать требованиям, установленным пунктом 29 Правил.

Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (пункт 31 Правил).

Пунктом 32 Правил установлены требования к протоколу заседания правления (коллегии) органа регулирования, который является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов).

Регламент, определяя порядок рассмотрения дел об установлении регулируемых цен (тарифов), осуществляемого органами регулирования, кроме указанных выше требований, установленных Правилами, также предусматривает, что для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) руководитель органа регулирования назначает уполномоченного по делу из числа работников органа регулирования (пункт 13), а также предусматривает право уполномоченных представителей регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются цены (тарифы), знакомиться с материалами дела об установлении цен (тарифов) и снимать копии с документов в течение всего срока его открытия, а также в течение года со дня принятия решения об установлении цен (тарифов) (пункт 17).

Согласно пункту 18 Регламента решение об установлении цен (тарифов) принимается на заседании коллегиального органа, образованного в установленном порядке в органе регулирования.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Частью 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил указано, что тарифы могут быть введены на срок менее 1 финансового года решениями органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).

Из материалов дела следует, что ООО «Ресурс-Транзит», являясь теплоснабжающей организацией, 19 сентября 2017 года впервые обратилось в орган регулирования – Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области с заявлением об открытии дела по установлению тарифов в сфере теплоснабжения с 1 октября 2017 года, приложив соответствующий пакет документов согласно пункту 16 Правил регулирования цен (тарифов). ООО «Ресурс-Транзит» просило установить тарифы с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

По заявлению ООО «Ресурс-Транзит» было открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения принято решение об использовании в отношении ООО «Ресурс-Транзит» при регулировании тарифов на тепловую энергию метода экономически обоснованных затрат. Специалистами Департамента по регулированию цен и тарифов проведена экспертиза представленных обществом документов. По результатам произведенной экспертизы предложений по установлению тарифов экспертной группой рассчитаны экономически обоснованные тарифы. При этом в связи с отсутствием у ООО «Ресурс-Транзит» фактических расходов для анализа и формирования тарифа Министерством обоснованно в соответствии с пунктом 28 Правил регулирования цен, пунктом 21 Методических указаний учтены данные ООО «Ресурс», поставлявшего тепловую энергию, теплоносители по тем же сетям, за предыдущие периоды.

Решение об установлении тарифов было принято на заседании Правления Министерства 28 сентября 2017 года, о чем свидетельствует протокол заседания правления № 34-Т.

По итогам заседания принято решение об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО «Ресурс-Транзит», на 2017 год, а также конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Ресурс-Транзит», на 2017 год.

Тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые ООО «Ресурс-Транзит», на период с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации  тарифов по схеме подключения установлен по одноставочному тарифу на воду 281,66 руб./Гкал, на пар 286,36 руб./Гкал.

Тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО «Ресурс-Транзит», на период с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлен от источника ООО «Ресурс» по одноставочному тарифу в размере 1463,63 руб./Гкал на воду, 2030,59 руб./Гкал на пар, а для населения в размере 1727,08 руб./Гкал на воду с учетом НДС.

Кроме того, 28 сентября 2017 года на заседании Правления принято решение о внесении изменений в приказы Министерства от 10 декабря 2015 года № 06-641, от 15 декабря 2016 года № 06-515, ранее установившие тарифы на тепловую энергию для ООО «Ресурс», в связи с установлением новых тарифов для ООО «Ресурс-Транзит».

Все члены правления единогласно проголосовали за установление указанных тарифов на тепловую энергию, на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Протокол заседания Правления Министерства по форме и содержанию полностью соответствует требованиям Правил. Вопреки доводам административного истца процедура принятия решения не нарушена, заявление ООО «Ресурс-Транзит» рассмотрено в предусмотренные Правилами сроки.

В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Как следует из материалов дела, основанием для установления тарифов ООО «Ресурс-Транзит» являлись: договор купли-продажи муниципального имущества (тепловых сетей) от 19 июня 2017 года № 22-2017/КП, договор аренды тепловых сетей и паропроводов от 25 декабря 2010 года № 0001-24/995 с дополнительным соглашением от 30 декабря 2016 года, , соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды тепловых сетей и паропроводов от 23 января 2017 года.

25 декабря 2010 года между АО «ДААЗ» и ООО «Ресурс» был заключен договор аренды тепловых сетей и паропроводов № 0001-24/995, в соответствии с которым ООО «Ресурс» приняло в аренду принадлежащие АО «ДААЗ» тепловые сети и паропроводы, дополнительным соглашением от 30 декабря 2016 года срок аренды продлен до 31 декабря 2017 года.

23 января 2017 года на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды тепловых сетей и паропроводов от 25 декабря 2010 года № 0001-24/995 права и обязанности арендатора ООО «Ресурс» с согласия арендодателя АО «ДААЗ» перешли к новому арендатору ООО «Ресурс-Транзит» с 1 февраля 2017 года.

8 июня 2017 года между ООО «Ресурс-Транзит» и ООО «Ресурс» заключен договор субаренды тепловых сетей и паропроводов, по которому владение тепловыми сетями и паропроводами перешло к ООО «Ресурс», срок действия субаренды по 31 декабря 2017 года.

Вместе с тем, соглашением сторон договора субаренды этот договор расторгнут с 1 октября 2017 года, то есть с 1 октября 2017 года владение тепловыми сетями и паропроводами перешло к ООО «Ресурс-Транзит».

Учитывая, что расторжение договора субаренды и возврат имущества от субарендатора к арендатору не требует согласия арендодателя, принимая во внимание, что в период действия установленных тарифов ООО «Ресурс-Транзит» фактически владело арендованными сетями на законных основаниях, что не оспаривалось и АО «ДААЗ», нахождение сетей во владении ООО «Ресурс» на день подачи заявления об открытии дела по установлению тарифов и на день их принятия не свидетельствует о незаконности установленных для ООО «Ресурс-Транзит» тарифов.

ООО «Ресурс», по заявлению которого также ведется дело по тарифам, в свою очередь, уведомило Министерство о необходимости изменения тарифов в связи с передачей тепловых сетей ООО «Ресурс-Транзит».

Споров относительно владения арендованным имуществом между теплоснабжающими организациями не имелось. Досрочное расторжение между ООО «Ресурс» и ООО «Ресурс-Транзит» договора субаренды не является признаком недобросовестности сторон, поскольку участие в договорных отношениях является правом лица и обусловлено свободой договора. Учитывая, что намерения досрочно расторгнуть договор субаренды возникло у сторон до обращения в Министерство за установлением тарифов, при отсутствии между ними разногласий по вопросу владения имуществом представление к заявлению договора субаренды не являлось обязательным.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Между административным истцом и административным ответчиком отсутствуют договорные правоотношения. Устанавливая оспариваемые тарифы, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области реализовывало предоставленные законом административные публично-властные полномочия.

Поэтому довод административного истца о незаконном установлении тарифов для ООО «Ресурс-Транзит» в отсутствие владения арендованными сетями подлежит отклонению.

Согласно части 3 статьи 11 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность) могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены Основами ценообразования.

Параметры возможной дифференциации тарифов установлены пунктом 23 Основ ценообразования.

При этом в силу части 4 статьи 11 Закона о теплоснабжении установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили: 1) в случаях, предусмотренных данным Законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок; 2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.

На период с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года тарифы на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя ООО «Ресурс-Транзит» рассчитаны и установлены на едином уровне для потребителей, находящихся в зоне деятельности указанной теплоснабжающей организации.

ООО «Ресурс-Транзит» обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию с 1 октября 2017 года без учета дифференциации. Дифференцировать тарифы в сфере теплоснабжения является правом, но не обязанностью регулирующего органа с учетом соблюдения баланса интересов как потребителей, так и ресурсоснабжающих организаций.

Учитывая, что ни Основами ценообразования, ни Методическими указаниями не предусмотрена дифференциация тарифа в зависимости от расстояния от источника тепловой энергии до потребителя, Министерством обоснованно тарифы были утверждены с дифференциацией по видам теплоносителя (вода, пар).

Ссылка административного истца на приказ от 10 декабря 2015 года № 06-641, установивший ранее для ООО «Ресурс» тариф с применением дифференциации для потребителей в зависимости от принадлежности сетей и дальности их расстояния от источника, не может быть принята во внимание судом, поскольку приказ № 06-641  не может быть предметом оценки по настоящему делу.

В этой связи доводы административного истца о неправомерности включения в тариф затрат, связанных с оказанием услуг теплоснабжения на сетях, принадлежащих АО «ДААЗ», и необходимости их включения в тариф на передачу по городским сетям, являются необоснованными и подлежат отклонению.

Согласно пункту 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данного документа.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: 1) топливо; 2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; 3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) сырье и материалы; 5) ремонт основных средств; 6) оплата труда и отчисления на социальные нужды; 7) амортизация основных средств и нематериальных активов; 8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 данного документа (пункт 33 Основ ценообразования).

Согласно пункту 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются: а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года        № 760-э; б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); в) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; г) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи; д) расходы на служебные командировки; е) расходы на обучение персонала; ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с названными Методическими указаниями.

Заявляя о завышении тарифов, административный истец указывает на неправомерное включение Министерством затрат по статьям «Оплата труда», «Отчисления на социальные нужды», «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг», при этом ссылается на заключенный между АО «ДААЗ» и ООО «Ресурс» 23 января 2013 года договор № 0001-24/97 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту тепловых сетей и паропроводов.

Между тем, данный договор ООО «Ресурс-Транзит» для подтверждения обоснованности тарифов не представляло, расходы ООО «Ресурс» по оплате услуг АО «ДААЗ» в составе тарифов для ООО «Ресурс-Транзит» не учитывались. Тепловые сети и паропроводы, переданные АО «ДААЗ» в аренду иным лицам, в силу закона должны содержаться самим собственником.

Доказательств двойного финансирования одних и тех же мероприятий материалы дела не содержат.

Оценивая доводы административного истца о неправомерном включении в тариф затрат на капитальные вложения в соответствии с инвестиционной программой при отсутствии согласия на это собственника сетей, суд исходит из следующего.

В силу пункта 49 Основ ценообразования расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.

Распоряжением Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27 сентября 2017 года № 726-од утверждена инвестиционная программа ООО «Ресурс-Транзит», предусматривающая модернизацию тепловых сетей и паропроводов, находящихся во владении организации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Согласно подпункту «в» пункта 9 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 410, к мероприятиям инвестиционной программы относятся реконструкция или модернизация существующих тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности, иных технических характеристик до и после проведения мероприятий); реконструкция или модернизация существующих объектов системы централизованного теплоснабжения, за исключением тепловых сетей (с указанием технических характеристик объектов системы централизованного теплоснабжения, в том числе величин тепловой мощности объектов, видов основного и резервного топлива до и после проведения мероприятий, с выделением мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).

Инвестиционная программа ООО «Ресурс-Транзит» согласована и утверждена в установленном порядке и подтверждает целесообразность запланированных мероприятий.

Согласно подпункту «б» пункта 8 приведенных Правил перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения включается в инвестиционную программу. С учетом данного положения расходы на разработку проекта модернизации паропровода обоснованно включены органом регулировании в состав необходимой валовой выручки.

Вопреки доводам административного истца о разработке инвестиционной программы, предусматривающей модернизацию, в том числе и арендованного имущества, АО «ДААЗ» было уведомлено заблаговременно.

Вместе с тем суд отмечает, что в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования органы регулирования исключают из расчетов при установлении тарифов полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.

Довод АО «ДААЗ» о чрезмерном увеличении тарифов судом отклоняется, поскольку ранее действовавший тариф был установлен в отношении другого хозяйствующего субъекта – ООО «Ресурс».

Сравнительный анализ тарифов, установленных в отношении различных хозяйствующих субъектов, не может свидетельствовать об экономической необоснованности тарифов, установленных для ООО «Ресурс-Транзит», поскольку для каждой ресурсоснабжающей организации устанавливается индивидуальный размер необходимой валовой выручки и объем полезного отпуска ресурса.

В связи с указанными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области в соответствии с требованиями федерального законодательства в области теплоснабжения проанализировало представленные регулируемой организацией документы в объеме заявленных расходов, часть из них признала экономически обоснованными, а часть расходов (по замене магистральных трубопроводов теплосети и на вспомогательные материалы) в целях соблюдения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги исключила.

Как следует из расчета необходимой валовой выручки ООО Ресурс-Транзит» для формирования тарифов на тепловую энергию заявило для учета в тарифы затраты в размере 105 464,92 тыс. руб., а Министерство признало экономически обоснованными затраты на сумму 103 560,29 тыс. руб., что опровергает доводы административного истца о несоблюдении Министерством принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Проанализировав положения Закона о теплоснабжении, Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты – приказы № 06-101 и № 06-102 соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушают прав и законных интересов административного истца АО «ДААЗ».

Приказ № 06-105, которым фактически был признан утратившим силу тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО «Ресурс», обоснованно принят в связи с установлением тарифов для ООО «Ресурс-Транзит» в целях избежать платы потребителями за передачу тепловой энергии, теплоносителя в двойном размере.

Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя в силу части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется потребителям теплоснабжающей организацией, каковой являлось ООО «Ресурс» до 1 октября 2017 года.

Приказом Министерства от 20 декабря 2017 года № 06-611 установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемых АО «ДААЗ», на период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.

Признание недействующим приказа № 06-105 приведет к действию в 2018 году тарифа, установленного для ООО «Ресурс», а, следовательно, и к двойной плате за услугу по передачу тепловой энергии и теплоносителя.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных АО «ДААЗ» требований о признании недействующими со дня принятия приказов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 28 сентября 2017 года № 06-101, № 06-102, № 06-105 в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Димитровградский автоагрегатный завод» о признании недействующими приказов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 28 сентября 2017 года № 06-101 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Ресурс-Транзит», на 2017 год», от 28 сентября 2017 года № 06-102 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Ресурс-Транзит», на 2017 год», от 28 сентября 2017 года № 06-105 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 10 декабря 2015 года № 06-641, в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15 декабря 2016 года № 06-515» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                            Н.А. Пулькина