Судебный акт
О взыскании денежных средств за приобретенные лекарственные средства
Документ от 30.01.2018, опубликован на сайте 12.02.2018 под номером 71304, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                        Дело № 33-477/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               30 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Романовой Ольги Александровны, действующей в интересах несовершеннолетней Ухановой Арины Ивановны, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Романовой Ольги Александровны расходы на приобретение лекарственного  препарата в сумме 1890 руб.

В удовлетворении требований о возложении обязанности обеспечивать лекарственным средством «***» ежемесячно без заменителей,  взыскании  компенсации морального вреда в размере 1500 руб. отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Романова О.А., действуя в интересах несовершеннолетней дочери ***., *** года рождения, обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о взыскании денежных средств за самостоятельно приобретенные лекарственные средства, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что ее дочь с 2012 года состоит на диспансерном учете у *** с диагнозом «***», в связи с чем находится на базисной терапии лекарственным препаратом «***». Ввиду невозможности получения данного препарата в аптечной сети по рецептам врача бесплатно она вынуждена была приобретать его для дочери за счет собственных средств. Сумма расходов на приобретение необходимого лекарственного препарата составила 1890 руб., а именно: она приобрела один флакон препарата в мае 2017 года стоимостью 945 руб., и один флакон в июле 2017 года по той же цене. Просила взыскать с Министерства денежные средства в сумме 1890 руб., затраченные на покупку лекарственного препарата «***», обязать Министерство обеспечивать ее дочь данным лекарственным препаратом в дозировке 80/4,5 ежемесячно без заменителей, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 1500 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница», акционерное общество «УльяновскФармация» и, рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что Министерство производило закупку лекарственного препарата «***») по государственному контракту. Полагает, что необеспечение ребенка лекарственным препаратом возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Обращает внимание, что в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. Просит учесть, что дальнейшее обеспечение несовершеннолетней *** лекарственным препаратом осуществляется.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В данный Перечень включено заболевание «***», при котором лица, имеющие данный диагноз, обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, необходимыми для лечения этого заболевания.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетняя ***., *** года рождения, страдает заболеванием «***», в связи с чем нуждается в постоянном приеме лекарственного препарата «***»).

11 мая и 03 июля 2017 года лечащим врачом несовершеннолетней *** был выписан рецепт на препарат «***») дозировкой 80мкг+4,5мкг/доза в количестве 60 доз по каждому рецепту, которым несовершеннолетняя обеспечена не была по причине его отсутствия в аптечных учреждениях.

26 мая 2017 года законным представителем *** – Романовой О.А. был приобретен лекарственный препарат «***») стоимостью 945 руб.,  а 31 июля 2017 года – второй флакон названного лекарственного препарата стоимостью 945 руб.

Ссылаясь на данное обстоятельство, законный представитель несовершеннолетней ***. – Романова О.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований, заявленных к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, в части взыскания денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и нормам закона, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

С учетом приведенных выше положений закона и установленных фактических обстоятельств об имеющемся у несовершеннолетней *** заболевании «бронхиальная астма», суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушенное право несовершеннолетней *** на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами подлежит защите и восстановлению в данном случае путем взыскания в пользу законного представителя несовершеннолетней – Романовой О.А. денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение ***. лекарственным препаратом осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом с Министерства взысканы денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов, на которые были выписаны рецепты от 11 мая и от 03 июля 2017 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не является в споре надлежащим ответчиком,  несостоятельны.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится несовершеннолетняя ***.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи